В ожидании 12 апреля
Предприниматели из сферы услуг, вопреки расхожему представлению, заняты сейчас не только заламыванием рук. Это показывает наш опрос.
Анна Морозова, генеральный директор и владелец агентства по связям с общественностью «PRимер»:
— На карантине сидится неплохо. Я наконец-то отмыла всю квартиру, добралась до самых отдаленных уголков и разобрала все залежи. Почти ежедневно балую детей домашними печеньками и разнообразными ужинами. Из дома за прошлую неделю выходила раза три — в аптеку и в магазин за продуктами. Что касается работы: отвалилось пока направление по проверкам, так как все ТЦ закрыты. Один клиент взял паузу на две недели, пока ситуация не рассосется. По остальным направлениям работаем в текущем режиме. У меня есть запас прочности на месяц-полтора, так что я пока не паникую.
Виктор Колодин, сотрудник агентства недвижимости:
— Мы только неделю побыли в карантине, итоги пока рано подводить. Конкретики мало. В целом обороты снизились в разы. Через неделю, наверное, уже можно будет что-то подытожить.
Андрей Харт, собственник кафе «История»:
— У нас формат домашнего кафе. Обслуживаем в основном на жителей ЖК «Олимпия». До введения режима самоизоляции работали в зале и навынос, сейчас только навынос и доставка на дом. Честно говоря, не представляю, как предпринимателям помогут даже льготные кредиты. Я до сих пор кредиты не брал и надеюсь, не придется. Коллектив у нас небольшой. Хотел набирать дополнительно персонал, но теперь с этим точно придется повременить. Сам работаю сразу в нескольких ипостасях — и швец, и жнец, и на дуде игрец, как говорится. Хорошо хоть аренду не надо платить. И мы, и все наши коллеги ждем 12 апреля. Сказали, что если не произойдет ухудшения эпидситуации, то общепит откроют. Очень на это надеемся.
Eлена Левенских, директор турагентства «Академия путешествий»:
— Провожу сеансы психотерапии с туристами, не имею морального права не отвечать даже в заявленные выходные. Работаю юристом, проработала всю правовую информацию о том, как правильно поступить с несостоявшимися турами. В остальное время все мысли заняты тем, где взять денег, чтобы закрыть кредиты.
Марина Филиппова, директор по развитию ресторанной сети «Максим»:
— С введением режима самоизоляции мы смогли оставить только такие формы работы с клиентами, как доставка на дом и навынос. Обслуживание клиентов в залах полностью прекратилось. Конечно, гостевой поток снизился. Что касается доставки, то заказы идут. В первые дни самоизоляции их даже стало немного больше. Потом, когда президент продлил карантинный режим до 30 апреля, люди стали звонить реже. Никто ведь не знает, что будет завтра, стараются экономить. Конечно, рассчитываем на поддержку, которая обещана бизнесу. Но в какой мере она будет оказана, сказать пока не могу. Мы подготовили документы и направили их в банки. Ждем от них решения по кредитным каникулам и беспроцентным кредитам на заработную плату сотрудникам. Параллельно ведем переговоры с арендодателями о снижении арендной платы.
Eвгений Щепин, производитель вегетарианского мороженого «Пашуня»:
— Пока я вышел из положения с помощью доставки. Конечно, мы терпим убытки. Они есть у всех. Существуют сложности с производством, с поставками. Нам немного повезло. Раз мы делаем продукт питания, на нас не распространились ограничения. Меня поддерживают администрация города, технопарк, получаю субсидию как призер конкурса «Тюменская марка». Другое дело, что мы больше зависим от погоды. Сейчас вот выныриваем из зимних нулей, когда у нас, по большому счету, был мертвый сезон. А кризис из-за коронавируса имел шансы нас добить. Было такое настроение, я даже написал пост в одной социальной сети, что мы можем закрыться. Потом понял, что вместо того, чтобы плакаться, надо работать и делать все возможное, чтобы выправить ситуацию. Уверен, что когда все это закончится, мы станем только сильнее.