X

  • 01 Март
  • 2024 года
  • № 22
  • 5521

В гиганте закипает жизнь

Огромный участок, где раньше располагалось производство ДСК-500, на первый взгляд напоминает декорации для фильма индустриального постапокалипсиса.

Ангар обшит серым металлом. Кое-где листов не хватает, и ветер гуляет по некогда шумным цехам. Комбинат деревянного домостроения был создан в 1987 году, чтобы обеспечить месторождения и поселки Югры и Ямала комфортабельным жильем. На старте проектная мощность предприятия была рассчитана на выпуск 500 тысяч квадратных метров деревянных домов. Причем поставляли их сразу вместе с мебелью. Другим направлением было производство пиломатериалов. Мощная инфраструктура — собственные системы тепло- и водоснабжения, котельная, железнодорожные пути.

Просуществовал гигант недолго -уже к началу двухтысячных чуть ли не каждый год менялось название, собственники, шли суды. Производственные площади сдавались в аренду. А потом в судьбе комбината наступила тишина. На целых 20 лет.

На месте ДСК-500 будет создан самый большой в стране технопарк. В феврале объявлен конкурс по разработке архитектурной концепции парка. Имена победителей станут известны в июне, началась регистрация участников. Предлагаемая площадь для проектирования — 24 гектара, из которых 130 тысяч квадратных метров — это блок основных производств. Должна получиться современная площадка, на которой разместятся не только промышленные предприятия, но и инжиниринговые и научные компании. А это новые рабочие места. Реновация начнется в 2024 году. Объем инвестиций первого этапа составит больше пяти миллиардов рублей, сообщается на сайте областного агентства инфраструктурного развития.

На площадку уже пришли первые резиденты — например, компания «Неомаш», которая специализируется на производстве лабораторного оборудования для нефтегазовой отрасли. Интересен участок и предпринимателям. В пятом корпусе на улице Камчатской, 194 развернула цеха мастерская «Дед Мазай», где делают и ремонтируют резиновые лодки, катера, катамараны и прочие плавсредства. Несмотря на то, что компания перебазировала свои цеха в январе, внутри уже сделан ремонт.

АЛИСА АБРАШИНА

— Мы как раз сюда и переехали под эгидой грядущей реновации, -объясняет менеджер Антон Брем. -Мастерской пятый год. Раньше наши цеха располагались на Доме обороны и на улице Чаплина. С производственными площадями в городе тяжело, а основном предлагаются старые, еще советских времен, они недорогие, но состояние ветхое. Либо новые цеха — комфортные, удобные, однако дорогие. А здесь мы сделали под себя ремонт в счет аренды. Стало светло, тепло, работает вытяжная вентиляция. И стоимость приемлемая.

От реновации здесь ждут в первую очередь притока покупателей. И долгосрочной аренды, говорит Брем, то есть стабильности. Долгосрочные взаимоотношения важны, чтобы можно было заниматься спокойно бизнесом, планировать стратегию, развиваться.

В первом цехе собирают лодку. Стыки и соединения проклеиваются, для этого их прогревают промышленным феном. Далее расположен кабинет раскройки изделий, швейный цех.

— Шьем еще и тенты для лодок, катеров, чехлы для лодочных моторов, сумки, — показывает детали Антон Брем.

— С такими материалами работать сложнее, если сравнивать с пошивом тех же трикотажных изделий, — говорит швея Лилия. — Но здесь интереснее. Сейчас ремонтирую палатку для рыбаков. Вот, прожгли дыру, я латаю ее.

За другой машинкой ее напарница соединяет детали черного чехла для мотора.

АЛИСА АБРАШИНА

— Продукция очень востребованная, потому что в нашей области нет подобных производств. Мы пока единственные на рынке, — продолжает Брем. — Продукция сертифицирована, есть все необходимые документы и разрешения. Много собственных разработок. Например, лодка-амфибия, которая пройдет по снегу, льду, воде. В пятницу проводили испытания, хорошо себя показывает. Это у нас пилотный экземпляр, поэтому занимаемся ею, когда есть свободное время. Интерес к тому, что мы делаем, есть -в Тюменской области десятки тысяч охотников, рыбаков. В основном работаем по заказу, поэтому сохраняем формат мастерской.

Рядом с мастерской огромный ангар. И в нем тоже кипит жизнь. Компания «Термо Топ Тюмень» специализируется на усовершенствовании автомобилей.

АЛИСА АБРАШИНА

— Автоклимат, установка отопителей, подогревателей для двигателя, обслуживание и ремонт рефрижераторов, — объясняет мастер Павел Крайнюков. — Здесь мы с июля прошлого года. Площадь хорошая. Цех утеплили и под себя переделали. До этого было небольшое здание на улице Авторемонтной. У нас много коммерческого транспорта, и для него маловато площадей: помещалось максимум два прицепа. В отдельном боксе для легковых автомобилей тоже особенно не развернуться. Сейчас есть теплый цех и отстойник.

В кабине нового грузовика JAC слесарь что-то подключает к проводам приборной панели. Мастер поясняет, что идет установка ГЛОНАСС, а до этого фургон оснастили холодильной установкой.

За воротами отстойника рабочие выгружают товар из вагонов. Железнодорожная ветка очень кстати.

АЛИСА АБРАШИНА

Идя вдоль здания по снежной колее, отмечаю про себя признаки жизни при кажущейся заброшенности. Вот через разбитые окна видны деревянные ящики. А чуть дальше цветные бочки одна на другой. На заборе таблички с названиями предприятий и предупреждением, что находимся на негабаритном месте. Знак размещен на воротах для поезда. От них и далее внутрь ангара тянутся рельсы. Взгляд цепляют старые склады с раскрытыми воротами. По кучам снега понятно, что к ним уже давно никто не приезжал. Напротив открытые железные стойки под крышей. Возможно, когда-то здесь разгружали и хранили сырье. Металлические грузовые контейнеры, грузовики, отслужившие свой срок, склад с размокшими картонными коробками — эта часть разительно отличается от живой первой линии.

АЛИСА АБРАШИНА

Контраст еще обостряется, когда за забором, который разграничивает ДСК-500 и фанерный комбинат, проезжают фуры с березой. А между тем в 2015 году на месте пустующих ангаров могли появиться выставочный центр деревянного домостроения, бизнес-инкубатор и хостел. Тогда зазвучало еще непривычное для нашего слуха слово «браунфилд» -в словаре индустриальных парков им обозначают территорию, которая ранее использовалась для промышленных целей. Но в тот же год стало известно, что областные власти отказались от идеи создать площадку для лесопромышленников, посчитав, что это направление лучше развивать в районах. Учитывая удобное месторасположение и транспортную инфраструктуру, появились новые варианты: размещение новых производств или логистического центра торговых сетей. Как оказалось, первое более жизнеспособно.

***
фото: Когда-то это был административный комплекс ДСК-500;Антон Брем рассказывает о мастерской;Ремонт лодки;Пилотный катер на воздушной подушке;Монтаж системы ГЛОНАСС в грузовике;Эта часть ангара используется как склад.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта