X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

О чем напомнил метроном

В ночь на среду в Историческом сквере чувствовался бег времени. Конечно, не потому, что метроном отсчитывал мгновения минуты молчания.

Просто это была ночь с 21 на 22 июня. Когда-то, 81 год назад, -последняя мирная ночь не для тысяч, а для миллионов людей. И когда, наконец, окончилась война, не все снова увидели над своей головой мирное небо.

Невольно вспомнилось, что эта мирная прекрасная ночь тоже скрывает в своей тиши хотя и круглую, но трагическую дату. И если бы спросить кого-нибудь из поисковиков, воспитанников Артура Ольховского, что сейчас рисуют огнями на асфальте силуэт торпедного катера, он бы сразу догадался, о чем я говорю.

Ровно 80 лет назад у деревни Мясной Бор недалеко от Старой Руссы закончился последний бой 2-й Ударной армии. Именно сюда, к этой трагедии привел когда-то Артур Ольховский своих ребят. Чтобы искать и находить останки считающихся пропавшими без вести солдат. Среди них было немало наших земляков. Их стали, как говорят поисковики, «поднимать» из болот. Тех, кому не повезло. Кто погиб от голода или от бомб. Кого растерзали немецкие пулеметы, насквозь простреливая узкий коридор — горловину «мешка», в котором оказалась попавшая в окружение 2-я Ударная армия. Этот коридор был единственным выходом к своим… из кольца к своим.

Это было 24 июня 1942 года. Всего-то восемьдесят лет назад. Может быть, вы представите себе и этих красноармейцев, о которых на третьей странице сегодняшнего номера рассказывает Александр Петрушин? И тюменских мальчиков и девочек из поискового отряда, которые едут в Долину смерти (как называют поисковики эти места) и исполняют свой, принятый на себя по доброй воле, долг?

Тем, кто оказался в окружении, было неизвестно, сколько протянется эта война, какие еще числа в календарях окажутся скорбными.

Зато мы сейчас знаем, что после трагедии на Волхове практически в те же июньские дни случится катастрофа под Харьковом. И, почти без передышки, — немецкие танки в большой излучине Дона против мальчиков, торопливо призванных из Ишима и окрестных деревень. И сталинградская эпопея, которая стихнет только в начале следующего года, когда Паулюс вынужден будет капитулировать, и война пойдет на запад.

Вторая годовщина с начала войны (1943 год) выпала на подготовку к Курской битве — через пару недель всего… А третья — это практически начало стратегической наступательной операции «Багратион» (23 июня 1944 года), которая закончилась освобождением Белоруссии.

Была еще и четвертая годовщина — в июне 1945 года. 24 июня в Москве проходил Парад Победы. Совпадение? Чтобы мы и не только мы не забывали про эти даты?

… А вчера я спросил Ростислава Ольховского, сына замечательного нашего поисковика, который сам теперь руководит экспедициями тюменского отряда на новгородскую землю: что для него, для всех ребят означает Мясной Бор?

— Это наша альма матер, — сказал Ростислав. И, видя мое недоумение, добавил: — Эти экспедиции — как университет нашей жизни. Мы там учимся как люди. Как настоящие люди.

Наверное, он прав. Потому что слишком многое можно понять и переосмыслить там, где подобные тебе люди стояли между жизнью и смертью и сами должны были сделать выбор. А еще, мне думается, на местах старых сражений человеку приходит понимание: что есть Отечество. Не только слава и подвиги, не только «край любимый, сердцу милый».

Да мало ли о чем думаешь, когда идешь по зеленому лесу, надев на голову наушники миноискателя и слыша непрерывный свист.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта