Большой проект, день 83-й
Eще одну неделю лето откусило у большого проекта. Осчастливило дачников. Огорчило отпускников, тормознуло раскопки на улицах Ленина и Перекопской, но не остановило строителей и ремонтников.
Они под флагом «Мостостроя-11» и союзных с ним подрядчиков и субподрядчиков, может быть, не догадываясь об этом, по сантиметру (если смотреть на карту) продолжают путь первопроходцев на восток, встречь солнцу, как тогда говорили.
Но оставим высокопарный стиль и пройдем по земле.
Итак, каменные тротуары из мансуровского гранита уже дотянулись до круглой бани. Черные кольца ливневых и канализационных колодцев в большинстве скрылись в своих подземельях. Надо думать, что субподрядчик «Водоканал-2» набирает скорость. Eго партнер и, возможно, соперник, прокладывающий электрические сети и сети связи уже, кажется, прошил своими оранжевыми трубами-нитями почти всю улицу. Во всяком случае вчера знаки его присутствия мы увидели уже на улице Перекопской и во втором квартале улицы Ленина.
Наш непрофессиональный, с точки зрения строительства, корреспондентский взгляд видит в пространстве между Перекопской и улицей Красина все больше свидетельств развивающегося наступления. Все больше приямков в тех местах, где по плану должны проходить трубопроводы. Все больше розово-желтых сеток оттесняют местное население, которое ведь никуда не уезжает, а просто живет в ритме строительных работ, в их шуме, звоне, аромате… И наверное, шепчет перед сном, как заклинание, скорее, скорее! Уже срезан асфальт во многих местах, а экскаваторы точат свои зубы.
Конечно, автостоянки еще имеют место, и очень неосторожные водители еще носятся, пока не пришел в этот сектор по-настоящему тяжелый транспорт. Но автоинспекция уже здесь и предупредительно помаргивает.
А что же предмет постоянного нашего и не только нашего интереса — археологические раскопки в зоне реконструкции улицы Ленина?
Первый же дождь остановил работы на четвертом и пятом раскопах у здания бывшего Тюменского райвоенкомата. Остановил и снятие верхних слоев, что примыкают к асфальту, и филигранную работу в более глубоких слоях. Жаль, что остановил. Мне, например, казалось, что и строители, и археологи уже попривыкли друг к другу, часто даже действуют в едином ритме, понимая, что лето одно на всех. Хотя досужим обывателям до сих пор кажется, что искатели неких «мифических» артефактов только тормозят такие важные работы. И тем доставляют горожанам еще больше транспортных и прочих неудобств. Один такой диалог мне пришлось услышать в конце прошлой недели. К Татьяне Рафиковой, которая вместе с остальными трудилась на четвертом раскопе, обратился с расспросами мужчина средних лет. Он привел к раскопу детей — девочку лет восьми и юношу лет пятнадцати или шестнадцати. (Впрочем, возможно, это дети привели отца — расспросить не удалось). Они внимательно слушали рассказ Татьяны Николаевны о раскопках, разглядывали павловскую монету 1799 года, найденную тут же. А потом беседа как бы сама собой соскользнула на городские раскопки вообще. И тут мужчина высказал предположение, что сами по себе раскопки могли бы не иметь места. А уж раз началась реконструкция, то археологи под шумок воспользовались этой возможностью — заглянуть в прошлое.
Так и сказал: «Под шумок». А такой интеллигентный с виду мужчина. Закаленный опытный археолог Рафикова, как говорится, и ухом не повела. Мало ли она наслушалась, работая на месте бывшей татарской Чимги-Туры, и на левом берегу в районе Бухарской слободы, в других местах. Она только улыбнулась. У меня почему-то до сих пор нейдет из памяти этот брошенный упрек. Давно сформулировано: день сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего создается сегодня. И еще одна печальная тенденция, что главный урок истории состоит в том, что он ни для кого не становится уроком…
***
фото: «Мы из «Мостостроя-11»; раскоп N 5; сейчас польется бетон.
Елена Новикова
Замечательны ваши репортажи, дорогой Рафаэль Соломонович!..
Спасибо вам…