Бизнес, в котором деньги— не главное
Чем социальное предпринимательство отличается от обычного? Чтобы найти ответ на этот вопрос и понять, насколько перспективное это дело — соцпредпринимательство, я опять записалась в школу.
Выяснилось, что не меня одну интересует эта сфера. В школу социального предпринимательства, которая работает при поддержке инвестиционного агентства Тюменской области и фонда «Наше будущее» компании «ЛУКойл» уже третий год, поступило 37 человек.
— Это большая группа, — констатирует на первом занятии бизнес- тренер Валерия. — Обычно бывает по 20 человек. А в первый год пришло еще меньше.
Мы рассаживаемся большим полукругом и начинаем знакомиться.
— Я Светлана, работаю в школе иностранных языков. Eсть идея частной школы, где будет интересно и детям, и родителям, но надо прокачать проект. Надеюсь получить здесь необходимые знания.
— Меня зовут Шохрух. Интересуюсь экологией. В частности, применением в сельском хозяйстве альтернативной энергетики.
— Татьяна. Всю жизнь была наемным работником, сейчас хочу открыть свое дело. Не знаю с чего начать…
Валерия быстро и доступно объясняет, какие формы бизнеса существуют и чем они отличаются. Вся тема укладывается в четыре колонки на листе ватмана. И, если следовать теории, то социально ориентированное предприятие отличается от обычного его заточенностью под возможности и потребности конкретного человека. То есть, если для открытия устойчивого бизнеса достаточно изучить рынок и производить максимально востребованный продукт, то здесь важно найти именно болевые точки, потребности определенной группы людей. А еще, обычное предприятие может успешно работать при любом грамотном управленце, тогда как соцпроекты чаще всего держатся на конкретных людях, на их компетенциях и человеческих качествах. Ведь главный посыл того, кто идет в этот бизнес, примерно такой: я хочу быть полезным, максимально использовать свой потенциал на благо людей.
Но хорошо ли мы знаем, в чем именно нуждаются окружающие нас люди?
Валерия дает задание:
— Пусть каждый назовет одну- две наиболее актуальные проблемы, присущие нашему городу.
И повисает трехсекундная пауза. Мы судорожно вспоминаем, чего в нашем городе не хватает, что раздражает или мешает нам жить?
— Честно, даже не знаю, — говорит девушка, имя которой я пока не запомнила. — Так люблю наш город, что не могу вспомнить, что же в нем плохого.
Многие понимающе улыбаются, тоже не сразу всплывает в памяти, что же нам здесь не нравится.
Тогда Валерия разбивает класс на группы, раздает каждой по ватману и маркеру и дает несколько минут, чтобы мы записали в одну колонку все болевые точки города, которые вспомним.
— Не хватает мест в детских садах, — выдает мой сосед. И ловит на себе недоверчивые взгляды: большинство из нас считает, что проблема садиков для детей с трех лет в Тюмени решена.
— Правильно, — поддерживает его молодая мама, на бейджике которой написано Катерина. — Нам дали путевку в садик, но надо возить ребенка в другой район, а в нашем нет мест.
— Мало парков, негде гулять с детьми, — вспоминает другая участница группы.
И тоже наталкивается на удивление: как же мало, а Гилевка, Гагаринский, Затюменский, Комсомольский? Названия так и сыплются со всех сторон. Но она настаивает, что в их районе зеленых уголков почти нет, зато очень шумно от машин и загазовано.
— Вот, точно, машин полно, а бесплатных парковок не хватает, во дворах не протолкнуться…
— Да, если бы везде были велодорожки, велопарковки и пункты проката на каждом шагу, то многие бы пересели на велосипеды и электросамокаты.
А еще дороги путевки в местные летние лагеря и санатории, высоки цены на жилье. Мы успеваем записать восемь пунктов. Приблизительно столько же у других групп. Некоторые проблемы повторяются. И, как выясняется, большинство из них касаются экологии и раздельного сбора мусора.
— Все-таки, хороший у нас город, — делает вывод Валерия. — В других регионах главными проблемами называют алкоголизм, наркоманию, бедность. Теперь поменяемся листами и во второй колонке напротив каждого пункта запишем целевую аудиторию — кого именно волнует указанная проблема. В третьей колонке надо будет написать пути решения, как вы их видите.
Вот так, работая в группах по пять человек или всем классом, мы в течение дня знакомимся друг с другом, и узнаем, что волнует каждого из нас. Делимся идеями, интересуемся мнением по уже сформировавшимся проектам.
— Многие, окончившие школу, потом реализуют эти проекты? — интересуюсь у руководителя школы социального предпринимательства Александры Князевой.
— Примерно 30 процентов, — отвечает она. — Некоторые в процессе учебы понимают, что социальный бизнес не для них. И это тоже хорошо. Ведь полученные знания все равно когда-то где-то им пригодятся.
***
фото: Валерия объясняет основы социального предпринимательства.