Сияние маленьких звезд
Важный человек маленького роста в черном фраке и в белой с блестками манишке появился на арене Тюменского государственного цирка. Радостным голосом он приветствовал зрителей, и представление началось.
Оказалось, важный ведущий программы еще и фокусник. Из-под блестящего плаща он ловко вынимал одну за одной корзины с цветами и выпускал из высокого цилиндра разноцветных голубей.
Бегали по красному манежу на задних лапах белые пудели, женщина в голубом платье вертела вокруг талии и рук обручи радужных оттенков, а длинноволосый гимнаст в белом трико «плавал» под вишневым куполом…
Когда представление группы лилипутов закончилось, инспектор манежа Валентин Каргин согласился ответить на мои вопросы о коллективе маленьких артистов цирка.
— Коллектив образован давно. Во время войны по два-три маленьких человека работали во фронтовых бригадах. Поднимали бойцам настроение. А после войны, в 1946 году, при Новосибирской государственной филармонии создали труппу лилипутов. Затем, в 1963 году, ее передали Росгосцирку. Мы — ее четвертое поколение, но уже пробует силы пятое.
Поколение в переносном смысле. Мой отец из казаков, был пастухом. Затем работал заведующим складом. Мать всю жизнь трудилась разнорабочей». В нашей труппе, состоящей из 25 человек, лишь родители Светланы Павловой (она выступает с обручами) были цирковыми артистами. Она родилась во время гастролей в Средней Азии. Помню ее в пеленках.
— Наверное, многие лилипуты мечтают работать в цирке?
— Совсем нет. Собирая материал для своей книги, я насчитал 12 основных профессий маленьких людей: ретушер, фотограф, лаборант, часовой мастер, лекальщик и некоторые другие. Знаю даже одного лилипута, работающего за паровым молотом.
— Скажите, а как вы стали фокусником?
— Eстественным образом. Фокусы мне давно нравились. Когда за превышение скорости меня останавливали сотрудники ГИБДД, я показывал им трюки: вспыхивающие права, пропадающие монеты и сигареты.
Хотя поначалу вместе с женой работал только в жанре мнемотехники (во время представления на глазах изумленной публики жена Валентина Каргина отгадывала содержимое сумочек и фамилии людей, значащиеся в документах). Мнемотехнике более 5 тысяч лет. Придумана она египетскими жрецами — их тайный язык не понимала чернь. Со временем Каргин стал выступать и как иллюзионист. За это получил звание заслуженного артиста России.
— Фокусы стоят сейчас дорого, поэтому приходится весь инвентарь изготавливать самому. И следить за ним. Мыть, пропаривать. Ведь походная жизнь — это убийство для реквизита.
— Скажите, вы сами не чувствуете дискомфорта от того, что вы маленький?
— Только когда учился в школе. А сейчас мне все равно. Когда я отдыхал на Красном море, видел картину: идут по пляжу, взявшись за руки, красивая женщина и мужчина в шортах. У него вместо одной ноги — протез. Красиво разрисован в цвета американского флага. Так вот: на Западе больше внимания обращают на интеллект. Не смотрят, инвалид ты или маленького роста. Когда мы приехали на гастроли в Германию, немцы нам говорили: «Ну и что, что вы маленькие. Eсть ли у вас в программе необычные номера?».
— А если номер не удается?
— Надо быть очень уверенным в себе, чтобы смотреть людям в глаза. Eсли случается промашка, акробат или фокусник улыбнется — и вновь повторит попытку. Надо иметь оправданный апломб. Тот, кто тяжело переживает свои ошибки, никогда не сможет стать артистом цирка.
— Валентин Александрович, есть ли общие черты, объединяющие таких людей, как вы?
— Когда я вижу бомжа где-нибудь в Eкатеринбурге, то думаю: «Ты ведь видный мужик, у тебя красивая широкая борода. Что ж ты в грязных штанах по улицам бродишь?». Мы, маленькие люди, ценим свою жизнь и то, что ходим по земле. Мы более философски настроены.
Группа лилипутов с программой «Сияние маленьких звезд» выступает в Тюменском государственном цирке до 26 июня.
***
фото: