X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Халяву надо ставить на учет

Льготники на транспорте были всегда. И в советские, и в постсоветские — российские — времена. Но задыхаться от их бремени транспортники начали последние несколько лет. Неподъемный груз ни для муниципального транспорта, ни для коммерческого.

Частникам удалось все же чуть-чуть освободиться и перевозить бесплатно всего восемь категорий льготников. А у муниципалов на плечах — все те же 48 категорий.

А теперь, как говорится, к истории вопроса. В советские времена финансирование муниципального городского транспорта было централизованным. Минтранс СССР тогда ведал и пассажирскими перевозками, и грузовыми. «Грузовики» были более прибыльными и заодно тянули на себе весь пассажирский транспорт — делились доходами. Потом «грузовики» увяли — оказалось, что много лет они жили одними приписками. Пассажирским предприятиям предложили зарабатывать самим. При этом никто не пересматривал категории пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда. Более того, за последние 5 лет льготников прибавилось. Да сколько еще ездит по подложным документам!

Выход из этого замкнутого круга может быть только один — инвентаризировать всех «халявщиков», как их называют транспортники. Перекрыть кислород хотя бы липовым «льготникам». Не секрет, что почти любой документ — от пенсионного удостоверения до удостоверения работника прокуратуры и т.п. — сейчас ксерокопируется, покупается и продается. И таких пассажиров с удостоверениями в салонах муниципальных автобусов оказывается иногда до 80%. В троллейбусном парке в прошлом году проводили анализ пассажиропотока. Данные исследования говорят сами за себя: 34% пассажиров ехали по удостоверениям, 2,6% — по абонементам и проездным, 27,6% — по пенсионным удостоверениям, 16,7% составляли дети. Оплатили проезд только 19% от общего количества человек.

Никакое предприятие не выживет, если будет работать себе в убыток. Особенно транспортное, когда постоянно дорожают запчасти и бензин.

Изучив опыт других городов, можно предложить как минимум два варианта. Первый: перепроверить все удостоверения и настоящим льготникам выдать за символическую сумму (например, 20 рублей) проездные документы на год. Так сами собой отпадут фальшивые удостоверения и фальшивые льготники. Второй путь — сделать проезд категорийным. Кто-то — за полную стоимость, кто-то — за полцены. Так решена проблема в Омске и Краснодаре. В Тюмени она не сдвигается с мертвой точки. Но если умрет муниципальный транспорт, кто станет сдерживать аппетиты частников? Кто повезет за бесплатно ветеранов войны и пенсионеров? Частники уже сейчас высаживают стариков из автобусов и маршрутных такси.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта