X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О доблестях, о подвигах, о славе…

Впрочем, речь о самом простом и близком — о комиссии городской Думы, которая должна определить, кто из десяти кандидатов достоин титула «почетный гражданин»? А точнее, о городских знаменитостях мы беседуем с Игорем Шаповаловым. Не потому, что он когда-то фактически был первой городской властью — секретарем горкома партии. И не потому, что в числе очень небольшой группы тюменцев он награжден Почетной грамотой нашей Думы.

Не все знают, что много лет назад Игорь Шаповалов, управляющий комсомольско-молодежным трестом «Тюменьгазмонтаж», первым среди тюменцев был награжден Почетным знаком ВЛКСМ. Я же помню тот вечер, когда его наградили, и даже то, что он тогда сказал.

Я понимаю, что время стирает даже камни пирамид. Но цену наградам стирает не время. Eе стирают люди. И вот замечаешь, как год за годом что-то меняется в подходе к наградам.

— Я целиком поддерживаю эту точку зрения. Ответственность должен нести тот, кто выдвигает. А как получается сейчас: кому-то захотелось, оформили бумаги… А зачем? Да, вот тот хороший парень и другой хороший, и третий… Но хороший парень- разве это профессия? Eсли все — хорошие, то, может быть, не отмечать и не выдвигать никого из них? Вспоминаю Галину Яковлеву с КСК, Героя Социалистического Труда. Два срока была депутатом, тянула городские проблемы на самый верх… Из новых почетных граждан — Куцев, конечно. Он же город строит, вуз превратил в перворазрядный. А один из его коллег, в том же почетном ранге, некогда чуть не развалил институт. Но не будем осуждать тех, кто уже награжден. Городские награды обратной силы не имеют.

— За 35 лет в Тюмени, мы сюда приехали почти одновременно, вы знаете сотни достойных людей. Попробуем сложить: что такое почетный гражданин?

— А я раздумываю о сегодняшней десятке. В принципе, достойные люди. Внесли что-то свое в развитие города. Один из них был такой активный депутат горсовета. Другая сумела сохранить в трудное время предприятие.’ Можно продолжить…

— Мы говорим о новых кандидатах, а вспоминаем невольно — об их предшественниках. Не знаю, корректно ли сказать, что каждый новый почетный гражданин Тюмени должен преодолевать планку на большей высоте, чем в прошлом году?

— Да, почетные граждане из дореволюционного списка… У них и возможности были не такие громадные, и общественная поддержка не та, что нынче. Причем в большинстве использовали не служебные полномочия, а вкладывали собственные средства. Тот же городской голова Андрей Текутьев, купец Степан Колокольников… Не хочу сказать, что наши современники против них жидковаты. Детский доктор Станислав Карнацевич или мужественный вертолетчик Юрий Южаков. Бывший директор судостроительного завода Петр Потапов…

— Вы могли бы сформулировать свои требования к почетному гражданину?

— Легче сказать, чего не должно быть в его облике. Но… Попробуем. Конечно, это человек, который принес нашему городу славу.

— Мне вспоминается, как 21 год назад, когда рухнул тюменский деревянный мост и мальчишка-водитель микроавтобуса сумел спасти не то семь, не то девять человек… Eму тогда вручили золотые часы. И то как бы украдкой, потому что событие это скрывали… И тогда, и сейчас считаю, что человек, совершивший подвиг, достоин этого звания. Формулирую: бескорыстный подвиг…

Игорь Шаповалов входит в четверку наших земляков, по решению Думы награжденных почетной грамотой. Эти четверо входят в совет, объединяющий и почетных граждан Тюмени. Однажды прозвучала идея — присвоить звание почетного гражданина самому Шаповалову. Игорь Александрович сперва сопротивлялся, потом согласился. Но, говорит, «в тот год никому не дали». Зато вопросительные взгляды бывших своих коллег по «главному городскому кабинету» в советские времена уловил Шаповалов отчетливо. Конечно, каждый из них по мере сил и способностей нес эту роль и эту ответственность…

— Мы, бывшие первые партийные секретари, собрались и договорились: нам не надо баллотироваться в почетные граждане. Мы и сейчас должны работать для Тюмени, например, в совете старейшин…

— Вы думаете, что вашему примеру кто-то последует?

— Кто-нибудь да последует.

Словом, сумели мы в список «требований к кандидату в почетные граждане» внести только два условия: про славу и про. подвиг. А Шаповалов говорит, что остальное могут сделать и сами горожане. Список, мол, открыт. Чтобы ни городу, ни Думе никогда не было стыдно за свой выбор. Потому Дума-то в свой черед уйдет, а список почетных граждан — останется.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта