Средний класс: надежды и опасения
Обычно тема среднего класса звучала у нас вскользь, в анонсах ведомостей центра прикладной этики и проекта «Городские профессионалы и правила игры среднего класса».
Эти два источника можно назвать черновиками появившейся недавно в Тюмени монографии «Этос среднего класса». Об этом научном труде мы беседуем с одним из авторов, профессором Владимиром Бакштановским.
— Какую роль сыграло исследование «Городские профессионалы: ценности и правила игры среднего класса» в создании монографии «Этос среднего класса»?
— Книга «Этос среднего класса» вышла бы на год раньше, если бы мы с коллегой Юрием Согомоновым не решили провести дополнительное исследование — интервью с 20 людьми — представителями разных прослоек среднего класса: врачами, педагогами, предпринимателями, чиновниками, журналистами, представителями власти, директорами заводов. Благодаря «Городским профессионалам» мы смогли получить эмпирический материал о жизненном и профессиональном успехе, мы беседовали с участниками этого проекта о том, как они понимают образ «человека середины» в жизненном и моральном планах, как понимают «правила игры» в рамках своей профессии, интересно посмотреть, что различает профессии в рамках «правил игры». «Этос среднего класса» — аналитический разбор суждений «Городских профессионалов».
— Что такое «этос»? Почему так названа книга?
— Для слуха обычного человека разницы между словами «этика» и «этос» нет, и она не нужна. Это важнее для специалистов в нашей науке. Но принято различать те нормы, которые мы выполняем или нарушаем в жизни, — это называется моралью, и есть наука, изучающая эти нормы и закономерности, — этика. Правда, иногда слова «этика» и «мораль» употребляются как синонимы, и вряд ли нужно с этим бороться. Этос фиксирует промежуточное положение между правилами и моралью. Этос — уже не бездумное поведение, но еще не достигшее идеальных образцов.
Мы назвали книгу «Этос среднего класса», чтобы подчеркнуть, что нас в первую очередь интересует не материальная сторона жизни, через которую обычно описывают такой феномен, как средний класс. Нас интересовал духсреднего класса, ценностный мир человека среднего класса, его морально-нравственные ориентиры, «правила игры», с помощью которых человек достигает делового и жизненного успеха.
— Какие критерии существуют для выделения среднего класса? Чем российские и западные критерии отличаются?
— Критерии делятся на материальные и ценностные. Материальные критерии западного среднего класса всегда выше, чем наши, потому что там стандарт жизни выше: профессор на Западе автоматически становится человеком этого класса — у него зарплата позволяет иметь свой дом, машину, наш же профессор очень часто не может достичь такого стандарта. И наш богатый человек по западным меркам может оказаться в среднем классе.
Что касается духовных ценностей, я не вижу особых различий.
— Каким критериям отводили главенствующее положение ваши собеседники?
— Они делились на три группы. Некоторые считали, что материальный критерий — самый важный. Они относили себя к среднему классу на основании набора признаков материального достатка: дача, квартира, машина. На второе место они готовы были поставить более широкие критерии, например, чтобы человек среднего класса был профессионалом, не занимал крайние позиции в политике и культуре, вкладывал средства в образование своих детей и т.д.
Другие на первое место ставили критерий духовный. Правда, эта группа была в меньшинстве.
Третьи считали, что важно и то, и другое, и не обязательно два этих критерия противопоставлять.
— В книге «Этос среднего класса» вы уже говорите не только о ценностях этого слоя общества, но и о его минусах.
— В социалистическом и постсоциалистическом сознании «средний класс» зафиксирован скорее в негативном смысле, который придавался словами «мещанин», «обыватель», «буржуа». Это человек, думающий больше о своей частной жизни, чем о служении обществу. Он обрабатывает свой участок, гераньку или слоников ставит в квартире, то есть обустраивает свой быт. В советские времена это не заслуживало поощрения. Но у духа среднего класса есть объективные негативные потенции. Не забудьте, что средний класс привел Гитлера к власти в Германии — это лавочники, мещане и обыватели, которые по известным, конечно, причинам, но пошли на установление фашизма в стране.
Люди среднего класса, которые ценят частную жизнь, действительно склонны к тому, чтобы недооценивать роль общественного служения.
Все упирается в меру: можно быть осторожным — можно быть трусливым. С одной стороны, человек среднего класса — это как раз человек меры, ибо люди высшего и низшего классов, скорее, радикальные.
Но дух среднего класса несет в себе противоречие, зерна антисоциальные. Благодаря духу среднего класса общество стабилизировано (именно средний класс «засыпает рвы» на поле социальных дистанций), но из-за этой стабилизации общество может начать и загнивать: это такая устойчивость болота. Наш становящийся средний класс -внутренне противоречивое явление, что в нем будет доминировать, покажет история.
— В каком из этих состояний находится сейчас средний класс?
— Пока надо принимать все меры к развитию среднего класса у нас в стране, чтобы он стал доминирующим по своей численности (в цивилизованной стране подразумевается, что средний класс -это большинство общества). Можно предупреждать общество о возможных негативах, но важнее помочь встать на ноги.
— Получается, первая функция среднего класса — нивелировать радикальный разрыв между слоями общества, в книге вы говорите и о второй функции.
— Сначала замечу, что в начале 90-х мы с Юрием Согомоновым разрабатывали доктрину этики успеха, пытались показать, что для новой России важно осознать место и роль в ее духовно-ценностных ориентирах ценности успеха. До сих пор слова «успех» многие либо стесняются, либо презирают: в советском времени существовал бюрократический, карьерный успех.
В какой-то момент показалось, что эта доктрина отторгается. Нарастало сопротивление ориентирам на успех, которое обострилось после августа 1998 года, когда стали говорить, что рухнул средний класс, а вместе с ним и либеральная идеология, что в России надо говорить о доминировании «новых бедных».
Понадобилась коррекция доктрины. Нам захотелось посмотреть, как связан дух среднего класса с идеей успеха. Ведь этот класс — слой общества, роль которого не менее значима, чем роль высшего класса. Возможно, именно со становлением среднего класса связано более надежное преуспевание России.
Так вот, вторая миссия — выражать и делать массовыми ценности жизненного и делового успеха. Чем больше людей вдохновятся ценностями среднего класса, тем больше людей ради этих ценностей изменит свой образ жизни и способ своей деятельности, тем более массовой эта ценность и становится.
— Какой успех, какие «правила игры» выбирают авторы «Городских профессионалов»?
— Незабывайте, что очень трудно рассуждать на тему своего успеха вслух. Наши авторы испытывали неловкость, настороженность, понимали уязвимость образа успешного профессионала. И все же смогли рассказать о своих реальных достижениях, сделавших их успешными профессионалами. Меня порадовало, что мои собеседники пытались связать свою собственную биографию с тем, какие предпосылки для их становления и профессионального процветания дали их родители.
По «правилам игры» городских профессионалов можно разделить на два типа: одни «правила игры» скорее приспособительные, они не нарушают сложившийся в обществе стиль ведения дела, другие смогли создать новые правила или повлияли на их создание, выламываясь из традиций, поэтому воспринимающиеся обостренно, до негатива. Успех — это часто «оскорбление» отставшим и проигравшим, побуждение к зависти. Человек, достигший успеха, находится в рискованном положении с точки зрении отношения окружающих.
— Существует ли особенность российского среднего класса?
— Об этом можно говорить, учитывая особенности состояния России сегодня, это переходное состояние. Я бы назвал такие отличительные черты: во-первых, часть среднего класса — интеллигенция — сегодня, утеряв уровень материального дохода, по духу хочет остаться в среднем классе, изо всех сил бьется за это. Что произойдет с этой частью среднего класса — покажет будущее. Во-вторых, в российском среднем классе трудно приживаются сами его ценности, ибо советское общество не ценило индивидуализм, отождествляя его с эгоизмом, не оценило частную жизнь, воспитывало в нем радикальность. Дух середины не поощрялся. Нынешнему среднему классу приходится преодолеть свои собственные, советского времени, ориентиры. Молодым легче.
— О чем важном я у вас не спросила?
— Человек данного класса как профессионал. Почему профессионализм мы рассматриваем как центральную ценность среднего класса?
Человек этого слоя общества -тот, кто сделал сам себя. Человек выстраивает свою жизненную и деловую биографию. Как?
Можно унаследовать достаток, уровень образования, воспитания и др. И тогда ты, с одной стороны, с меньшим трудом сможешь выстроить свою биографию, но есть соблазн — не очень-то целеустремленно строить ее.
Но значительная часть людей среднего класса не имела такого наследства, материального и духовного. Значит, часть является интеллигентами в первом поколении, предпринимателями, политиками в первом поколении. Многие из них начинали с нуля. На чем можно выстроить свой деловой и жизненный успех?
На выборе профессии, на умении в этой профессии овладеть не только ремесленной стороной дела, но и ценностной. Нет профессионала без понимания своего призвания, своей профессиональной ответственности, без понимания того, что, выбирая профессию, выбираешь себя, свое отношение. Это слова пафосные, но на самом деле это так. Поэтому в «Городских профессионалах» мы пытались понять профессию не только в инструментальном, но и в ценностном плане, то, что называется «профессиональным призванием». Кстати, у нас это слово часто употребляют только в связи с религиозным мировоззрением. Мы же говорим и о светском смысле этого слова. Хотя, видимо, в нашей книге эта тема прозвучала недостаточно глубоко и обстоятельно.
Но мы хотели показать, что ценности среднего класса были сконцентрированы вокруг такого ядра, как профессионализм.
***
фото: