Когда сердце в тени
15 июня тюменскому кардиоцентру -15 лет.
В 1977 году в Швейцарии врач-кардиолог Андриас Грюнциг впервые провел операцию на сердце закрытым пункционным методом. С помощью электрооптического преобразователя через небольшой прокол в стенке бедренной артерии он добрался до больного сердца пациента. Суженные сосуды были расширены, и через несколько часов больной был практически здоров.
В России операции на закрытом сердце методом ангиопластики стали делать с отставанием от Запада почти на 10 лет. В 1988 году тюменский кардиоцентр, рассказывает Игорь Зырянов, зав. отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения, одним из первых освоил технику проведения диагностических исследований методом ангиографии, а затем, в 1995 году, и операций методом баллонной ангиопластики. Подобные операции на сердце проводили только Московский центр эндохирургии и Всесоюзный кардиологический научный центр.
После подготовительного периода тюменцы прошли стажировку у американских коллег в «Рив-сайт методист госпиталь» города Коламбус (штат Огайо). Принимать участие в операциях тогда не разрешили, но методическую помощь и поддержку тюменские врачи получили большую.
Рентгенохирургическое отделение открыто в тюменском кардиоцентре в декабре 1995 года. Оно стало четвертым клиническим отделением центра. В первый же месяц здесь провели 6 показательных операций. В 1996 году — почти 80. В 2000 году планируется выполнить около 200 операций.
Сейчас в отделении две операционных, оснащенных самой современной техникой. Все, от монитора ангиографического комплекса «Полидиагнос-С» до маленькой трубочки из латекса — стента, имплантируемой в коронарную артерию, производства фирмы Phillips.
Ангиопластика — операция более щадящая, чем аортокоронарное шунтирование. Хотя у шунтирования есть и свои преимущества: его применяют, когда поражения сосудов сердца носят множественный характер. Тюменские врачи научились работать с ангиопластикой одного-трех сосудов.
Операции предшествует диагностическое рентгенохирургическое исследование. В миниатюре оно повторяет саму операцию. Проводится под местным наркозом. Через бедренную или плечевую артерию вводится узкая трубочка — проводниковый катетер, который продвигается к месту сужения артерии. За движением трубки следит по рентгеномонитору врач.
Технология ангиопластики на сердце почти та же. Только катетер целенаправленно двигается к известному пораженному сосуду. В месте сужения помещают баллон с трубкой-стентом внутри. Затем баллон убирают, а трубочка остается. Сужение артерии ликвидируется. Через полчаса-час пациент может идти домой.
Сегодня отделение рентгено-хирургических методов диагностики и лечения кардиоцентра проводит в год до 80 операций при нарушении ритма сердца с имплантацией искусственных водителей ритма, до 40 — при сложном нарушении ритма и около 800 коронароангиографических исследований. Но, считает заведующий отделением Игорь Зырянов, эти показатели — далеко не предел. В Eвропе на 1 миллион населения приходится 2000 коронарографических исследований и 500-600 ангиографических операций. Все дело в нашем финансировании. Себестоимость таких операций — порядка 2000 долларов. Без помощи государства кардиологам и больным не обойтись.
***
фото: Доктор Зырянов;Идет операция