Где нынче воз и русский «авось»
Тюменские специалисты подключились к международной программе «Стратегия борьбы против наркомании». В составе российской делегации врач-психотерапевт Андрей Береснев, работающий в консультативном отделении областного центра «Семья», побывал с двухнедельной поездкой в Америке, где познакомился с опытом работы ведущих наркологических центров страны.
В состав российской делегации вошли шесть врачей (Санкт-Петербург, Тюмень, Новгород, Владивосток, Eкатеринбург, Магадан), обозреватель газеты «Известия», психолог (Омск), следователь (Москва), специалист департамента профобразования (Петрозаводск) и представитель комиссии по делам несовершеннолетних (Магадан). Кто и по какому принципу подбирал состав участников — осталось загадкой. По крайней мере, для Андрея Александровича. Звонок из посольства с предложением готовить документы был для него полной неожиданностью.
Программа «Стратегия борьбы против наркомании» — «гостевая». Она рассчитана на посетителей из-за рубежа. Преподавателей, медиков и социальных работников знакомят с программами по борьбе с алкоголем, табакокурением и незаконным оборотом наркотиков. Российской делегации предложили посетить национальные институты здравоохранения, информационные центры по борьбе с наркотической зависимостью, центры профилактики злоупотребления наркотическими веществами, центры лечения химической зависимости, «Школы, свободные от наркотиков», поликлиники для подростков «Второе рождение», а также некоторые общественные молодежные организации, оказывающие поддержку тем, кто пытается справиться с наркозависимостью самостоятельно.
Вашингтон, Канзас-Сити, Нью-Йорк — такова география поездки. Америка столичная и провинциальная, старая и ультрасовременная, коммерческая, индустриальная, портовая. Первые впечатления — что в них, кроме эмоций? Небоскребы действительно большие. Улицы — темнее, если это не рекламный Бродвей. Метро -ниже. Жители, без деления на местных и приезжих, — предупредительны, вежливы и «с наличием личного пространства». Водители «тебя не переедут без твоего активного участия» — остановятся, как на красный свет. Появляется чувство (не обманчиво ли оно?) безопасности, личной свободы и защищенности…
«Представлять свою державу и приятно, и ответственно. Только иногда — обидно. «Как ни старался я привезти в Америку набор открыток о Тюмени, — сетует Андрей, — не получилось. Продавцы «Роспечати» только разводили руками. А в буклете, рассказывающем о Тюменской области, на фоне губернатора нашлось место только ресурсным снимкам — добыча нефти и газа. О зодчестве, резьбе, ремеслах — ни слова».
Программы были построены таким образом, что складывалась картина целостного государственного подхода к борьбе с наркоманией и наркозависимостью. Это и финансируемые конгрессом разного рода программы: от региональных до местных, от работающих на уровне правительственных институтов до небольших медицинских центров. И работа полиции в школах. И наркосуды — нечто похожее на инспекции по делам несовершеннолетних, с той разницей, что первые более действенны (могут реально влиять на продолжительность срока, вплоть до его полного снятия) и более воспитательны (осужденные, даже находясь на свободе, отчитываются о результатах своей работы в рамках программы «Уход от наркотиков»).
А что же мы? Eсть же у нас и ведомства, и общественные организации, и диспансеры, и учреждения, и центры — все есть. И специалистов, занимающихся проблемой наркозависимости, предостаточно. И психотерапевты с психологами есть, и психиатры с наркологами. И программы есть, хотя их меньше. Кажется, все есть, но впечатление такое, что чего-то не хватает.
Знания не спасают, опыт не помогает. Все зашорены — только свое ведомство, своя профессия. Специалисты разобщены. Каждый изобретает свой велосипед и не признает изобретений другого. Нет общего банка данных ни по одной из проблем. Где, каких и сколько существует, например, в Тюмени центров, клубов, поликлиник, обществ, занимающихся лечением и реабилитацией больных наркоманией, не знают ни медики, ни социальные работники. Как же должен ориентироваться попавший в беду человек? Нет ни одной работающей сквозной междисциплинарной программы. Каждый специалист варится в собственном соку, и единичные усилия врачей уходят как вода в песок.
Что мешает нам преодолеть эту разобщенность и решать проблему целиком? Eсли привычный русский авось, то он нам слишком дорого обходится. Дешевле было бы начать наконец финансирование общегосударственных программ борьбы с наркозависимостью. Иначе никаких денег не хватит, чтобы купить потом будущее нации.
Р.S. Областной центр «Семья» (т. 32-26-36) приглашает всех заинтересованных к дискуссии по данной проблеме и к совместной работе в междисциплинарной группе.