X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Без романтики — что за детство?

Некоторые итоги — серьезные и не очень — визита Владислава Крапивина в наш город. Писателю и организаторам поездки (межрегиональное общественно-политическое движение «Западная Сибирь») поступило несколько интересных предложений:

1. Написать историко-художественный путеводитель по Тюмени (Наталья Решетникова, телекомпания «Паралакс»).

2. Поставить спектакль по мотивам книг В. Крапивина (ребята из театральной студии клуба «Дзержинец»).

3. Создать видеофильм — неспешный и подробный — о старой Тюмени с комментариями В. Крапивина (Виктор Немчинов, директор СШ № 25).

Будет здорово, если действительно удастся реализовать эти интересные идеи.

Впервые, по признанию Владислава Крапивина, он выступил в роли экскурсовода; встречался с читателями в подростковых клубах, библиотеках, школах и на берегу Андреевского озера; раздал более ста автографов и один раз получил по шее — это скауты спасали писателя от комаров, используя всевозможные подручные средства, в том числе и книги. Писатель не обиделся, но заметил: «Догадывался, что книжки у меня тяжелые, но не думал, что до такой степени».

И еще несколько слов от Владислава Крапивина: — Я приехал, к сожалению, на очень короткое время. Жизнь суматошная, ощущение вечного цейтнота. Но с какими добрыми и талантливыми людьми судьба дала возможность познакомиться в эти два дня! Я говорю о молодых журналистах, с которыми мы ездили на экскурсию по городу, встречались в редакциях, на телестудиях. Я увидел удивительное, по-новому интересное, талантливое поколение людей, преданных своей профессии, людей, которым интересна жизнь во всех ее проявлениях. Дома буду смотреть видеопленку, смотреть газеты и вспоминать наши встречи. Я рад, что есть новое, отличное от нашего и по-своему замечательное поколение журналистов, на которое все мы можем возлагать самые крепкие и светлые надежды. Спасибо вам!

Иногда, когда тебе совсем плохо и кажется, что нет уже в жизни просвета, случается невероятное. Становятся реальностью самые любимые детские сказки. Так случилось и в пятницу. День, казалось, с утра не задался. Но в полдень в редакцию пришел человек, которого многие дети 70-х назвали бы богом, ну полубогом-то уж точно. Владислав Крапивин. Создатель знаменитой «Каравеллы». Писатель, «ожививший» героев своих книг. Человек, утверждающий, что без романтики нет детства.

Однако практичные журналисты были ближе к реальности, чем к романтике. Они все искали суть и корни движения «Каравеллы». Пытались услышать ответ на вопрос: «Создание отрядов «Каравеллы» — это попытка два раза войти в одну и ту же, пионерскую, воду?»

— Дело не в пионерском галстуке, — отвечал писатель. — Хотя традиция сама по себе не так уж и плоха. Дело в организации. А в пионерской организации было много хорошего. Были правила, которым ребенок мог следовать вместе со взрослым, было товарищество, было единство, было ощущение прочной стены за спиной, опоры, дружеского плеча. Все это разрушили. А что ребенку дали взамен? Вот и оказались они на улице неприкаянными.

Мы создали коллектив, где подростки смогли почувствовать себя полноценными людьми. Это главное достижение «Каравеллы». Равноправие — это наше правило. Когда никто и ни на ком не испытывает, не демонстрирует силу, то человек распрямляется, словно крылья расправляются у него за спиной.

Хотя не надо идеализировать «Каравеллу». Были у нас и провалы, и неудачи. Мы не искали рецептов счастья на все случаи жизни, не стремились найти панацею от всех бед. Мы просто жили. И работали — строили парусники. «Каравелла» воспитывала ощущение требовательности к себе, к жизни, к товарищам — в этом ее главное отличие от многочисленных двойников. Песни у костра, галстуки, походы — это лишь внешний антураж. Чувство товарищества рождается в совместном труде. Хотя без романтики нельзя. Без романтики что за детство?

— Не считаете ли вы, что из гнезда «Каравеллы» подростки выходят в мир незащищенными, неадаптированными к реальности. Может быть, мир «Каравеллы» — это иллюзия?

— Не надо адаптироваться к реальности. Надо ее менять. Что может дать она сегодня массе детей? Пикассо? Балет «Щелкунчик»? «Маленькие трагедии» Пушкина? Какую ценность увидит в них ребенок, если он не знает радости творчества, радости душевной работы? Этому надо учиться.

И иллюзии сами по себе не вредны и не опасны. И театр, и живопись, и поэзия — все иллюзия. Каждый выбирает иллюзию по себе. Люди со слабой душой выбирают просто кайф. Он не требует никакой, в том числе и душевной, работы.

— Последние ваши книги стали несколько жестче и менее романтичны. Что произошло в вашей жизни?

— Произошла жизнь. Творения всегда определяются жизнью. Для всех. Конечно, если ты не сидишь изолированный от мира в башне из слоновой кости и видишь все ее горести. Даже если ты пишешь розовые сказки, они все равно про жизнь.

Иногда не находишь слов. Как объяснить молодым, что наркотик для них — чума? У них своя железная логика. Они говорят, что виртуальный мир лучше настоящего, но серого. Какие слова можно этому противопоставить? Не знаю таких слов. Знаю, что живой мир лучше.

— Что такое для вас счастье?

— Согласен с высказыванием, что счастье — это когда «все дома и все спят». Когда хорошо твоим родным и близким. И нет тревог. Самому мне не так уж много и надо. Основа для счастья — семья — у меня есть. И человек я, наверно, счастливый.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта