С Хармсом все в порядке
Три примечательных события случились в тюменской культуре. За первые десять дней июня с.г. художники по духу и по творческому поведению, далеко не обласканные судьбой, показались публике. Отстаивая свои дороги в искусстве, они представили работы такими, каким видят, чувствуют, переживают мир земной и духовный мир человека. О персональной выставке живописи и графики Сергея Перепелкина «Курьер» уже писал. В эти же дни увидели свет первая книга стихов Леонида Ткачука и творческий отчет молодежной театральной студии кукольников, руководимой несдающимися страстотерпцами заслуженной артисткой РФ Ириной Кузиной и режиссером-философом Сергеем Кузиным.
Корни Петрушки
Так сложилось, что Кузины ушли из нашего театра кукол и масок в 1996 г. По примеру Виктора Загоруйко и Леонида Окунева из «Ангажемента» занялись частным личным творческим «извозом». Ведь они поверили красивым словам властей о необходимости духовного возрождения России, о поддержке личной инициативы. Более того, этим возрождением занялись еще в 1991 г., когда образовалась театральная группа «Дом Петрушки. Куклы Кузиных». Ожили волшебное искусство русских скоморохов, площадный марионеточный театр; ловкий и веселый Петрушка издевался в народном балагане над социальными язвами и серыми персонажами уже нашего времени.
Настоящий фурор группа произвела в 1994 г. в Париже на Днях Тюменской области. Но свободное плавание в наступившем рынке наткнулось на чиновников, приравнявших кукольный театр к коммерческим ларькам. Удавка из ограничений и отчислений не давала жить. Кузины работали на телевидении, завели свой мастер-класс на театральном отделении высшего колледжа искусств.
Недавно Кузины получили ангажемент у гендиректора нашей филармонии Михаила Бирмана, что, надеюсь, упрочит их положение и даст возможность стабильных выступлений перед юной публикой.
А на прошлой неделе Кузины со студентами своего выпускного курса удачно показали большую программу — этакую сюиту кукольных спектаклей и в жанре Петрушки, и в жанре современных кукол и масок, и в жанре пародии на шоу-бизнес. В целом хорошие оценки выставила государственная аттестационная комиссия, в которую вошли известные искусствоведы — Анна Некрылова из Питера и Eкатерина Филиппова, профессор Российской академии театрального творчества, Москва. Обе верят в Кузиных и откликнулись на их просьбу приехать на просмотр.
Младшие ребята с удовольствием погрузились в веселую атмосферу восстановленного Кузиными яркого спектакля «Необыкновенное состязание». Затем в стиле балаганного театра показали лукавую персидскую сказку «Чокнутый» с доктором Буали и Аладдином, ну прямо родным братом нашего Петрушки.
В блеске философских таинств абсурдного начала нашей жизни нам были явлены странные персонажи в спектакле «Играем Хармса», потом показали искрометный «Концерт для клоунов и кукол». Завершал программу еще один восстановленный спектакль Кузиных — «Слуга волшебника». «Чистый» Петрушка. Порадовала классная подготовка студентов. Зажигательно цыганила Светлана Карабаджак, экспрессивно действовала Татьяна Гильдерман, умно и красиво работал дуэт Дениса Колобаева и Бориса Поткина. Будем надеяться, что их выдвинут в труппу театра кукол и масок.
Сказка странствий Леонида Ткачука
В потоке графоманских изданий ловких деятелей, умелообивающих пороги знакомых фирмачей и добывающих деньги на свои опусы, захлебываются редкие хорошие книги. Приличные люди, увы, не отличаются пробивной силой. Но иногда их терпение и ожидание вознаграждаются. Леонид Ткачук ждал 20 лет, со времени дебюта в тюменских газетах. Eго первый поэтический сборник недавно увидел свет в издательстве Тюменского госуниверситета.
Автор назвал его «Новолуние», поскольку лейтмотивом книги избрал «безлунные времена и серого человека». Ведь после затмения солнца наступает эта грустная фаза в жизни неразлучного спутника Земли. Лирическому герою «важно пережить черноту новолуния, чтобы не сбиться с пути, не упасть духом» в поиске света.
Ткачук умен, красив и талантлив, еще интеллигентен, давно узнал прозу бытия. Юношеская эмоциональная романтика потеснилась под напором рыночных атак, но, как и прежде, питает силу духа поэта. Он родился 45 лет назад, в 1980 г. закончил филологический факультет ТГУ. В поэтической студии своим голосом и гитарой заменял оркестр. Потом молодые «подвиги Геракла» совершал, работая грузчиком, директором клуба, дворником, учителем школы в колонии — все не перечислить. Больше всего снискал лавров как бард, журналист и стихотворец. Eго хвалили местные мэтры, Ткачук просидел не одни штаны на их семинарах молодых литераторов. Каждый раз Леню «приговаривали» к изданию книжки, но дело заканчивалось очередной подборкой в коллективном сборнике.
В «Новолуние» вошли лирика, басни, комические этюды и сказочные истории. Более всего интересна лирика, особенно медитативная (с раздумьями над вечными вопросами добра и зла). Много философических парадоксов. Ткачук сталкивает призвание и признание, ищет их баланс на «простом языке добра». Только противоборство света с темнотой усложняет этот язык злыми вспышками. И висит над ними луна вопросом без ответа, наблюдая, как на земле рождаются одновременно убийцы и поэты.
И тогда поэт, собрав цветущий луг в четверостишья, отправляется в свой путь, славя «живой листвы молитвенные речи», не теряя из виду храм с лесной колоннадой. Надежный тыл поэта -его любимая, его семья, его «Город Солнца». Как манна небесная, как идеал. Но до времени, ибо можно устать от однообразия.
В пути — «дождь — бесценный дар в моей судьбе», «Подорожник» (известная песня Ткачука). Он ему «в любой беде помощник». Автор любит весну, с ней вторгается в политические страсти, поминая безвинно убиенных в годы репрессий («Итоги»). Даже краски тюменского рынка рождают мысль о давнем «помешательстве» лжи и правды. Поэт замечает, что «все многословней разговоры», «все многолюднее вокзалы», и уже от одиночества устала душа.
Уже знакомы все маски «Маскарада», сорокалетье — перевал судьбы. И до сих пор горит в огне страна, кровь Санчо Пансы смешалась в поэте с кровью Дон Кихота. Пришла пора терять друзей (поминальная по Владимиру Белову), все чаще видится «мятежный крест российского поэта». Гнетет ирония рока, герой прошел огонь, воду и медные трубы и «поскользнулся на плевке». Храпит приятель после перепоя, играет в прятки с поэтом «Истина», и хватает рядом серых лиц и серых дней.
В сборнике много хорошей любовной лирики. Высок мотив отношения к матери, ей холод в душе сына дано растопить. И сильно звучит строка — перелистывать жизнь под простой мотив воробьев. Хороши все вещи в разделе «Сказочные гости», басни («Прогулки по зоопарку»).
Пора итожить впечатления. Впрочем, лучше автора не сказать: «Опять судьба упрямых учит плавать, Столкнув с кормы на самой глубине!». В этом сходятся все мои герои — Кузины, Перепелкин, Ткачук. Они играют Хармса.
***
фото: