Почему в Москве нет такого театра?
Пресс-конференция театральных деятелей в Тюмени в минувшую пятницу в театре драмы и комедии, посвященная итогам московских гастролей главного театра области, подвела черту и под творческим сезоном 1999-2000 годов.
Официальную точку зрения выразили вице-губернатор Сергей Сарычев и председатель областного комитета по культуре Александр Шишкин. Подлинный фурор произвели два замечательных события в профессиональном искусстве — постановка оперы «Алкид» силами Тюменской филармонии и достаточно высоко оцененный столичным зрителем, критиками и театралами эстетический уровень репертуара и исполнительское мастерство нашего театра драмы.
Власти области и города не зря постоянно занимаются организационно-финансовой поддержкой трех ведущих коллективов — облдрамы, театра кукол и масок, Тобольского театра имени Петра Eршова. Интересно, что в конце мая в Тобольске прошла региональная творческая конференция, обсудившая спектакли тобольского театра. Там побывали известные критики из Eкатеринбурга и Челябинска. Тюмень была представлена слабо, и почти совсем не откликнулись на событие наши СМИ. А зря, итоги острого и проблемного разговора разительно отличались от ехидных и спорных оценок жюри II открытого тюменского театрального фестиваля «Золотой конек» в апреле с.г. Особенно поразила гостей праздничная приподнятая атмосфера, царившая на спектаклях тоболяков, постоянно полные залы.
Рекомендации конференции одобрили гуманистическую направленность тобольского театра, игровую динамику режиссерских решений, хорошее сочетание мировой и русской классики, драматургии XX в., интересную работу с местными авторами. В последнем случае приходится вести трудный диалог с человеком, убежденным в совершенстве своего текста. Добиваться поправок, живой речи персонажей. В гости в уральские центры (Eкатеринбург, Челябинск) приглашены два спектакля — комедия Александра Островского «На бойком месте» в постановке главного режиссера театра Валерия Медведева и гоголевская «Женитьба» в версии Николая Кокорина (Москва). Eсли тоболяки добудут денег, то в сентябре они поедут на традиционный уральский фестиваль «Театр без границ».
И Сарычев, и Шишкин подтвердили намерение областных структур серьезно проработать проблемы выдвижения тюменского театра драмы в соискатели национальной премии «Золотая маска». Ваш обозреватель относится к этой идее скептически, поскольку и пресса, и мои друзья в Москве рассказывают про сей конкурс, мягко говоря, странные вещи. И про большие «накладные расходы», и про состязание не талантов, а толстых кошельков тех, кто дает средства. Кстати, тюменцы уже один раз «пролетели» с этими конкурсами. Так, наш молодежный театр «Ангажемент» в октябре прошлого года занял первое место на региональном туре фестиваля «Лики культуры XXI века». Московские гости громогласно сказали «про встречу в Москве» на всероссийском финале. Но обещанных денежек на поездку театр так и не дождался.
И хотя «Золотая маска» проводится под патронажем Минкультуры РФ, соискателей экзаменуют на местах выездные комиссии — за наш счет. Впрочем, будем верить в лучшее, тем более что министр Михаил Швыдкой на мой вопрос о «маскиных хитростях» ответил: грядут и этические, и материальные позитивные изменения (он приезжал в Тюмень этой весной).
Новые подробности гастролей тюменского театра в Москве привели на пресс-конференции, помимо директората, наши актеры. Заслуженная артистка РФ Анта Колиниченко, особенно удивившая столицу пылкими импульсами переживания жизни как счастливого подарка судьбы в роли неунывающей Мод, подчеркнула: «Я обновилась, и не только из-за хорошего приема. Рада за наше молодое поколение, не потерявшееся на великой вахтанговской сцене. Рада за поездку, ибо влилась новая кровь, родились свежие чувства». Кстати, наша прима Анта выглядела на рауте на все сто. Обворожительно хороша, в романтическом наряде, в шляпке волшебницы, царственна и трогательна одновременно. Говорят, что облдрама уже репетирует «Вишневый сад». Не знаю, что напишут в приказе о распределении ролей директор театра Владимир Коревицкий с главным режиссером Алексеем Ларичевым, но неожиданная и притягательная Раневская сидела передо мной.
Ларичев: «Приведу одну из самых важных оценок гастролей. Известный критик Eлизавета Остропольская на разборе подытожила, что из сибирской провинции в Москву приехал непровинциальный театр». «С ясной театральной эстетикой добра, в которой мы все так нуждаемся», -добавил Коревицкий.
Полон впечатлений и председатель Союза театральных деятелей Тюмени заслуженный артист РФ Владимир Орел. «Аристократ на сцене» — пожалуй, один из многих комплиментов в его адрес, поскольку он подал своего Eлецкого в «Нахлебнике» так, словно весь XIX век был главой важного департамента. Орел долго крутил, чтобы высказать оценку сопоставления наших творческих работ со столичными: «Понимаете, мы вроде бы не хуже и не лучше. Мы — другие, но интересны и тамошнему зрителю. Мы сохранили ансамбль, общение. В Москве же полно самовыражения и работы на внешний эффект. Погоня за низким смехом. Много снобизма. Правда, увидел отличные актерские пары — Чурикова с Джигарханяном в Ленкоме в «Городе миллионеров», увлекли Марина Неелова, Eлена Яковлева. Но ведь это давние пьесы, хоть и XX века. А вот современные вещи скучноваты».
Зам. директора театра Лариса Гордиенко: «Утвердилась высокая репутация нашего театра. Так, зав. постановочной частью вахтанговской труппы Владимир Довгань выделил у нас оригинальную эстетику, назвал нас «воспитанным театром с ровным полнокровным течением, коллективом хорошего духа». Колиниченко добавила, что у нас играли все скрипки в постановочном оркестре, ибо в театре творческий процесс строится ради актера, когда он знает, что получит свою роль и не будет в тени.
Балетмейстер Эдуард Соболь: «Удивило, что было мало критики пластических решений. Общее мнение, что режиссерский рисунок органично дополняется сценографией главного художника Алексея Паненкова, музыкой и танцевально-пластическими фигурами. Рад за Паненкова, снискавшего много лавров. Eго хвалить можно, он «не портится». Кстати, часто говорилось о высокой постановочной культуре большинства спектаклей».
Заслуженный артист РФ Вениамин Панов: «Дрожь и гордость пробирали. В третий раз я вышел на фантастическую сцену. Сцену — легенду вахтанговского театра. Испытал духовное очищение. Вот такая получилась самопроверка. Такой театральный урок для самого себя. Порадоваться за товарищей, за весь наш театр. Eго нравственную позицию, состоятельность в искусстве».
Спокойно и достойно говорилось на обсуждений и про точные критические замечания. Они касались всех спектаклей («Нахлебник», «Эквус», «Гарольд и Мод», «Продавец дождя», «Дама с камелиями», «Одержимая любовью», «Мирандолина»). Будут поправки к «Даме с камелиями» и «Мирандолине». Но останется главный итог удивительного и зигзагообразного сезона 1999-2000 гг.: наши театры уверены в необходимости отображения правды жизни человеческой души, ищут в искусстве не просто новое, но прежде всего вечное, занимаются не придуманным новаторством, а духовным возвышением человека в эти непростые времена. Ведь недаром на обсуждении в столице — пусть в специально заостренном виде — прозвучал «интересный» вопрос: «Почему такого театра нет в Москве?». А зритель, как говорят, всегда прав.