X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Самокаты для начальства

«Ожидайте скорое прибытие в ваш город трех самокатов педально-ножного действия».

Эта телеграмма из Москвы в адрес тюменского городского головы Анатолия Мальцева поступила в ноябре 1895 года. Она взбудоражила все купеческо-мещанское градское общество.

Самокатами в то время называли велосипеды, производство которых в 1893 году наладили на Русско-Балтийском заводе по французской лицензии. Спустя два года эти диковинные машины впервые увидели и заказали для своего города оборотистые купцы братья Колмогоровы, побывавшие в городе на Неве.

Весной 1895 года они уплатили по 75 целковых за «одну самокатную штуку с полдюжиной запасных колес к оным» и намеревались передать покупку в дар родному городу. Купчая на велосипеды была оформлена в мае, но поступили они в Тюмень лишь полгода спустя.

4 ноября «господа тюменские гласные, уездный воинский начальник, полицмейстер и брандмайор, а также директор Александровского реального училища действительный статский советник Словцов изволили самолично встретить драгоценный груз на станции Тура».

С большой предосторожностью все три велосипеда доставили в здание гостиного двора для обозрения почтенной публикой.

В ноябрьское предзимье учиться пользоваться велосипедом никто из тюменцев не рискнул. По предложению городского головы все три дорогих покупки обильно смазали гусиным салом и спрятали «в зиму» в гостином дворе, накрыв овчинными тулупами.

Первые уроки езды на велосипедах начались с наступлением тепла, к тому времени самоходные машины уже обрели своих хозяев. Первый велосипед достался городскому голове, второй — полицмейстеру, а третий — уездному воинскому начальнику.

Каждый велосипед прошел регистрацию в тобольском губернском жандармском управлении как «изделие стратегической направленности» и получил соответствующий номер с буквенным и числовым обозначением.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта