Сибирский лось себя покажет!
«Дорогие заводчане! — читаю плакат в проходной тюменского аккумуляторного завода. — На 17 ноября изготовлено 49 997 419
аккумуляторов. Осталось 2 581″.
Вместе с помощником директора Александром Богдановым захожу на территорию завода. Вдоль цехов лежат штабелями свинцовые слитки. (Такой же шестигранной формы, как и золотые). «Привозим свинец отовсюду, — говорит мне Александр Яковлевич. — И собираем «вторичку» здесь, в Тюмени».
Мы заходим в цех, где делают самые ходовые аккумуляторы — пятидесятипятки для «жигулей». Бетонные полы, политые водой (чтобы не было пыли), отражают свет электрических ламп. Под высокими сводами разносятся шипение и гул различных механизмов. Вижу ряды белых аккумуляторных банок еще без свинцовых начинок.
Пластины отливают в соседнем цехе. Там над рядами миниатюрных топок пляшут багровые языки пламени. Слышно, как в металлический поддон падают готовые свинцовые решетки.
За день завод изготовляет около 4,5 тысячи аккумуляторов. За год — полтора миллиона. Их мощность — от 44 ампер-часов до 215. Это не только аккумуляторы на легковушки, но и на тепловозы, электропогрузчики.
В России семь аккумуляторных заводов (в Курске, Комсомольске-на-Амуре, Саратове и других городах). Тюменский аккумуляторный выдает на-гора больше всех. 38 процентов российских автомобилей ездит с тюменскими батареями.
Мы заходим в цех сборки, где изготовляют камазовские аккумуляторы — «6СТ-190 ТМ». Здесь уже полно журналистов и почетных гостей. Шипит и скрипит настраиваемый микрофон.
Вот на конвейере показался белого цвета аккумулятор. Желтая наклейка на боку с красными цифрами — «50 000 000». Вокруг вьются телеоператоры и фотокоры, ловят трофей в объективы!
За работой — паяльщики Дмитрий Самохвалов и Михаил Мулявин (голубое пламя их горелок лижет свинцовые клеммы). За ними следят не только журналисты, но и коллеги. Тоже, видать, интересно.
Крышку батареи заливает кипящей мастикой Валентина Лысова (стаж работы — 13 лет). Меркайдар Галеев и Александр Коренев (стаж на двоих — более полувека) подхватывают аккумулятор за голубые капроновые тесемки и под всполохи фотовспышек несут к столу, стоящему посреди цеха.
«Нас с нашего рынка не выкинут, — уверенно говорит Александр Кореляков, генеральный директор аккумуляторного завода. — Мы никогда не останавливали производства… Eсли дела будут идти так, как идут, мы будем жить лучше и богаче!».
Степан Киричук, мэр Тюмени (глядя на аккумулятор, стоящий на темно-синей скатерти среди цветов): «Хочется прикоснуться к этому изделию… Чувство гордости и радости за то, что это получилось здесь, в Тюмени!.. Верю, когда-нибудь наш сибирский лось (эмблема завода — В.М.) будет греметь копытами по всей Eвропе!».
Eще несколько выступающих. Говорят о коммерческом успехе тюменского аккумуляторного завода, о личном вкладе Александра Корелякова. Под занавес семеро рабочих, давно работающих на предприятии, получают в подарок телевизоры «LG».
Официальная часть мероприятия закончилась, но рабочие не расходятся. Фотографируются на память. Некоторые даже приплясывают под веселую музыку, льющуюся из громкоговорителя.
Я иду по длинному коридору. Вот опять цех, где гудят мини-домны. Сигналит кар, вы ехавший откуда-то из-за угла. Вот гардероб. «Работает круглосуточно», — читаю я, уже не удивляясь… Жизнь на заводе никогда не затихает.
***
фото: