X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Тюмень — не Париж, но…

В последнее время на страницах «Тюменского курьера» активно обсуждается тема застройки исторического центра Тюмени.

Проблема имеет несколько аспектов. И не только технологический и архитектурный. Меня как специалиста, занимающегося долгие годы приемом туристов в Тюмени, волнуют три аспекта проблемы: имидж города и региона; развитие туристской инфраструктуры, способной удовлетворить запросы различных категорий туристов в размещении, питании, развлечении, отдыхе; сохранение историко-культурной среды как базового ресурса для развития культурного, паломнического, приключенческого, этнографического туризма.

Эти проблемы особенно актуальны в последние два года в связи с быстрым развитием внутреннего туризма. Так, в Тюмени уже более 20 турфирм занимаются разработкой и внедрением экскурсионных туров по области.

Следует признать, что благодаря усилиям городской и областной администраций Тюмень воспринимается как город, имеющий благоприятный климат для развития туризма, созданы прекрасные условия для развития делового корпоративного туризма, в чем несомненная заслуга также городских архитекторов и строителей.

За последние пять-семь лет действительно создана мощная инфраструктура, отвечающая современным требованиям туристско-экскурсионного бизнеса. Это и высококлассные отели, рестораны, ночные клубы, спортивные комплексы. Открыты художественные салоны, галереи. Eсть современная связь, транспорт.

Значительно сложнее обстоит дело с сохранением исторического центра, неповторимого тюменского колорита, особой атмосферы.

Давайте ответим на простой вопрос: зачем люди едут на экскурсии? Получить знания? Не только. Один российский актер недавно заметил: «Мы торгуем эмоциями».

Приезжая в Тюмень, экскурсанты хотят увидеть то особое, что присуще только Тюмени. Да, туристы должны жить в современном отеле, но экскурсии, прогулки хотят совершать в районе исторической застройки, сохранившей свой культурный потенциал.

Существуют различные концепции сохранения и реконструкции исторических центров. Насколько та или иная способна оптимально решать эти вопросы, необходимо все-таки решать коллегиально, в том числе и с участием экскурсионистов, работников турбизнеса.

В городе явно мало обустроенных смотровых площадок, возможностей для панорамного показа. Поражает туристов тематическое и художественное однообразие современных памятников истории и культуры, нет удобных подъездов, особенно для туристических автобусов, отсутствуют удобные транспортные стоянки и развязки (яркий пример — ул. Дзержинского).

Остановки общественного транспорта расположены так, что автобусы закрывают обзор памятников архитектуры.

Часто проблему видят в том, что все определяют богатые заказчики. Но традиционно появление богатых фирм, горожан способствовало созданию шедевров архитектуры, скульптуры.

Позволю маленькую цитату из книги Ласло Маккаи «Мир Ренессанса»: «Тот, кто похвалялся прежде тем, что накопил больше золота в банках… теперь кичился тем, что на него работает лучший живописец, ваятель, зодчий… и великое счастье, что они могли хвастаться друг перед другом не какими-нибудь художественными суррогатами, а шедеврами искусства».

Может быть, богатая Тюмень может пригласить специалистов высокого класса, которые совместно с лучшими нашими специалистами и создадут другую творческую атмосферу и шедевры зодчества?

Безусловно, весь узел проблем невозможно решить только таким образом, так как формы времени отражают идеи времени, и даже самые гениальные архитекторы, строители не способны резко изменить эти идеи, но привнести гармонию, облагородить, создать нужную тональность — вполне.

Необходимо развитие комплексного взгляда на город как на туристическую единую сложноорганизованную структуру.

Накладывают отпечаток и сопутствующие проблемы: уровень подготовки специалистов, общий уровень культуры, степень активности общества — но это темы уже отдельного разговора.

Н. Сабитова, старший преподаватель ТГИИиК, экскурсовод

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта