Танком управлять легко!
Олег Иванович Финько с июля возглавляет прокуратуру Центрального округа Тюмени. До этого четыре года он был прокурором Ялуторовского района. А до Ялуторовска работал опять же в Тюмени — в прокуратуре Ленинского округа.
— Ялуторовск отличен от Тюмени. Там менее интенсивное движение на дорогах: народу — меньше, машин — тоже. Однако это не значит, что в маленьком городке не случаются дорожно-транспортные происшествия, — говорит Олег Иванович. — И там есть наглые пешеходы, которые не соблюдают правила дорожного движения. Главную улицу Ялуторовска — Ленина — переходят как хотят: в неположенном месте, на красный свет. В общем, ведут себя очень неосторожно, нисколько не заботятся о своей жизни. Зато водители дисциплинированнее.
В Тюмени же игнорируют правила дорожного движения и пешеходы, и водители. Из-за этого движение очень напряженное, опасное. Говорят, кто научился ездить в Тюмени, тот сможет выбраться из любой сложной ситуации на дороге в любом другом городе мира. И так оно и есть. У водителя прокуратуры Ялуторовского района был стаж тридцать лет. Однако частые деловые поездки в Тюмень он каждый раз воспринимал как испытание.
— А дороги? Где лучше: в Тюмени или в Ялуторовске?
— Когда я уезжал, в Ялуторовске ремонтировали дороги. В Тюмени тоже дорогами занимаются. Только за лето сколько было ямочных и капитальных ремонтов! Мне как жителю города и как юристу очень приятно, что власти заботятся о проезжей части. Сейчас невыгодно иметь плохие дороги. Представьте, если произойдет поломка автомобиля из-за какой-нибудь ямки? Запросто можно предъявить иск. А дороги и в Ялуторовске, и в Тюмени становятся нормальными. Думаю, что скоро они станут еще лучше.
— К вам как к прокурору часто обращаются участники дорожно-транспортных происшествий с ходатайствами, с жалобами?
— Нет, нечасто. Обращаются те,
кто не согласен с решением правоохранительных органов. Движет виновным не то, что ему придется нести административную ответственность — платить штраф, а материальные соображения. Ведь он должен заплатить за ремонт не только своего автомобиля, но и машины невиновного. А это зачастую не одна тысяча, и даже не один десяток тысяч рублей.
— В начале разговора вы сказали о том, что пешеходы на проезжей части ведут себя очень неосторожно. А вы всегда соблюдаете правила дорожного движения?
— Был такой забавный случай. Я учился в Свердловском юридическом институте. Среди прочих преподавателей занятия вел профессор кафедры административного права. Хороший был мужик. На лекциях он говорил о законопослушании граждан, в том числе и на дороге. Мы, конечно, соглашались с тем, что нужно соблюдать правила, предусмотренные нормативными документами. А как-то после занятий мы увидели, что профессор перешел улицу на красный свет. Вывод: теоретические представления на практике не всегда применяются. Я, по аналогии, понимаю, что пешеходы должны быть бдительными и чтить правила дорожного движения. Но при этом и я в спешке могу перейти на красный свет или в неположенном месте. Но крайне редко.
— У вас есть водительские права?
— Их я получил еще в 17 лет. Когда закончил школу. Два года вместе с мальчишками-одноклассниками ходили в учебный комбинат, где готовили автослесарей. Но экзамены сдавали и по правилам дорожного движения, и по вождению. Ведь знание машины всегда пригодится. Потом служил в танковых войсках. Я был наводчиком, но и танк водил.
— Трудно управлять этой машиной?
— Очень просто. Все как в автомобиле — педали, коробка передач.
— Дуло не мешало?
— Нет, — смеется прокурор. -Кстати, танк может развить большую скорость — до 80-100 км/час.
— Сейчас машину не водите?
— Личного транспорта у меня нет. Но когда работал в Ялуторовске, по пути домой (в Тюмени не решался) просил водителя пустить меня за руль. Чтобы не потерять навыков.
— Дорожные передряги случались?
— Когда сам за рулем — нет. Но был такой случай. После второго курса — в 1990 году — мы работали в стройотряде в Свердловской области. Ремонтировали железную дорогу. За запчастями ездили в Нижний Тагил. Дорога шла через горы. Где трасса находилась выше над землей, там были ограждения. Простые — железные штыри, на которых приварены рельсы. Как-то мы застали такую картину: «шестерка» врезалась в ограждение. И рельс прошел сквозь автомобиль. Прямо между водителем и пассажиром на переднем сиденье. Но люди остались живы. Тогда я понял, насколько все зависит от случая (до этого я был материалистом), прямо фатализм какой-то… И все же хочу напомнить, что дорога есть дорога. На ней нужно быть осторожным. Юристы не зря называют автомобиль объектом повышенной опасности. Человек — существо разумное, а автомобиль — лишь неодушевленный предмет, с которым в любой момент может что-нибудь случиться. Это всегда нужно помнить.
***
фото: