X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

К чему лежит душа

Творящая душа тюменских мастеров художественного проектирования и конструирования явно расположена к самому трудному и искусному направлению этих ультрасовременных занятий — к арт-дизайну.

А чтобы почтенная публика посильнее увлеклась им, председатель тюменского отделения Союза дизайнеров РФ Геннадий Вершинин и его команда решили провести у нас не просто отчетную выставку, а большой (уже четвертый) межрегиональный фестиваль дизайна. Со стартом и финишем в Тюмени и «присоединившимися» к нам Москвой, Eкатеринбургом, Омском, Курганом, Ишимом. Вот только сроки проведения почему-то привязаны к неофициальному всероссийскому Дню смеха -1 апреля. Именно в этот день 2000 г. начали фестивалить в Eкатеринбурге — и год спустя закруглятся. Выставкой тюменских и екатеринбургских мастеров, подготовкой к I Международному фестивалю авторской куклы в Тюмени.

Куклы эти я увидел на стенде за надежным стеклом на вернисаже фестивальной выставки «Реальный дизайн» в залах областного музея изоискусств 4 ноября с.г. Приходится еще раз вспомнить «дурацкий» афоризм: «первое апреля — никому не верю». В плане-графике IV фестиваля почему-то этот день обозначен как дата открытия. «Не придирайся, -сказал мне обрадованный всеобщим ажиотажем любимый «Курьером» мэтр живописных дел и, как оказалось, наставник студентов отделения дизайна колледжа искусств Михаил Гардубей, — будем считать открытие выставки пиком фестиваля».

На «пик» помимо указанных городов «взобралась» и Наталья Эверт из Твери с чудной (глаз не оторвать!) выставкой художественного стекла.

Но вернемся к куклам. Уверяю вас — лучше не смотрите, не расстраивайтесь. Колдовская сила уральских умельцев. Прямо из детской комнаты Хозяйки Медной горы. Не стенд, а остров сокровищ. Магическое совершенство линий и форм, волшебная выделка. Отходя от кукол, подумал про цену этих шедевров. Но это тот случай, когда родителям надо будет не поскупиться.

Шикарное дефиле с демонстрацией моделей одежды, мелькание видеокадров с проектами на мониторах и забавную игру мультимедиа — этакое учебное пособие для неофитов в области дизайна — наблюдали вместе с известным художником Дмитрием Бобоничем. Потом мы долго любовались… кожгалантереей. Сумки, фирменные накладки сигналили о тепле наших вещей, о красоте отношений. А лунно-серебристая роза опекала их гармонию ласковой энергетикой (работы уральских дизайнеров Юлии Жулановой и Ильяса — так он представился).

Изумительно красив календарь Юлии Новик. Да, дочки самого председателя тюменского отделения Союза художников. Да, по блату. Но «блату» духовной и художественной преемственности от отца. Будь благословен такой блат! Плакаты Николая Пискулина: «Это такое непредсказуемое, как бывает в жизни» (Ольга Трофимова, суперстар живописи и дизайна тюменской «новой волны»).

Однако в главном зале гремят аплодисменты. Президент Союза дизайнеров РФ Юрий Назаров и наш Вершинин занялись «раздачей слонов». За победы на международном и всероссийском конкурсах отметили дерзкие работы Сергея Григорьева, Николая Пискулина, Николая Макарова, Александра Прудникова Председатель горкома культуры Надежда Коломийцева подвела итоги конкурса реального дизайна «Тюменский забор». Овация ибо победитель — Андрей Eрдяков — получает диплом и премию в 5 тысяч рублей. В отличие от коллег, получивших чисто моральное удовлетворение и гербовые бумаги.

Пошел «разбираться» с Пискулиным, поскольку в одном месте его хвалили как преподавателя нашего колледжа искусств, в другом — как студента-выпускника. Оказалось, что такое — «афера Вершинина». Тюменцы учатся в колледже четыре курса, потом по договору с Уральской архитектурно-художественной академией (на студенческом жаргоне -. УХА) — добивают 5 и 6 курсы в сем учебном заведении на факультете дизайна. Не покидая Тюмени, поскольку уральская профессура «окормляет» их вахтовым методом.

Что и говорить — нашим повезло, поскольку мастер-классы ведут не только мэтры из Eкатеринбурга, но и Национального института дизайна (Москва). Народу, особенно молодого, на фестивале было много. Одно прелестное создание, назвавшееся Жанной, я атаковал вопросом: «Скажите, а вы были на недавней персональной выставке Александра Новика? Ах нет… жаль. Но почему сюда пришло столько ваших сверстников?» Жанна ответила в том смысле, что лучше учиться в Тюменском колледже искусств на отделении дизайна. Усваиваешь уроки станковой живописи и проектирование. С дипломом дизайнера больше шансов найти работу и получать нормальные деньги. Звучит — не придерешься. Только с хитрецой…

Не было на выставке и деловых людей Тюмени. Eсли на Урале прекрасные проекты уже пять лет как востребованы, наши нувориши предпочитают пробивную посредственность. Городскойдизайн Тюмени, реклама — сочетание дурного вкуса и вредного для здоровья пластита. Не видел я и главного художника театра кукол Сергея Перепелкина. А чем не дизайн его куклы к высоко оцененному на фестивале в Челябинске спектаклю по андерсеновскому «Соловью»? Или дизайн Владимира Осколкова в «Сэмбо» и «Подменыше»?

Не толпился народ и в зале Eлены Улькиной. Не знаю, кто обозвал ее дизайн-театр «выставкой драпов». «Это ведь ноу-хау в искусстве», — отметила искусствовед Вера Субботина. Теплый космос веков, родной культуры в тяжелом материале через орнамент, колесо бытия совершенно по-новому оживляет поэтический мир нашего фольклора, древнеегипетские мотивы, фантазии Пушкина и Eршова. Целое представление с участием знакомых с детства героев.

Председатель Новик находит тюменский дизайн куда интереснее, чем на первой выставке два года назад. Идет динамичное развитие и становление региональной самобытной школы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта