Рассчитывай на дурака, или Гимн «копейке»
Очередной гость «Запасного колеса» — Николай Горелый, начальник предприятия капитального строительства администрации области.
Коля Горелый хорошо помнит грузовик «ГАЗ-52», которым он управлял, будучи школьником. И шофера дядю Мишу, который разрешил прокатиться.
-.. .А уж свой личный транспорт появился в 1981 году. Это были «жигули»-«копейка», цвет — золотистая охра. Мы не расставались восемь лет. Она мне служила верой и правдой…
(И журналист поделился воспоминаниями о невероятной живучести «ВАЗ-2101», в просторечье именуемом «копейкой». Был даже случай, когда уже проданную «по доверенности» машину угнали у очередного владельца. Угонщики перевернулись. Собрались бывший и новый хозяева, поставили «копейку» с крыши на колеса. Потом дернули буксиром, «копейка» завелась и поехала самостоятельно).
— Я на крышу не вставал, но обижаться не могу — это была машина! Я ее взял и уехал на Украину. И привез из этого турне 11 тысяч километров, но даже колесо не проколол. Впервые это случилось только на 18-й тысяче. В районе железнодорожного вокзала, где население вместе со шлаком высыпает на улицу гвозди. И еще — за 11 тысяч километров меня ни один пост ГАИ не остановил. Только при въезде в Тюмень — машина была перегружена дарами Украины.
— У каждого водителя за душой хотя бы одно приключение — мы же живем в стране абсолютного бездорожья…
— Интересное приключение было, когда мы поехали за грибами. Лес, травка растет, вроде даже след есть… Короче, сели мы на брюхо. Пришлось нам повозиться с этой машиной. Но она, ласточка, очень старалась, и после трех или четырех часов мы выехали. Вот вам и «копейка»! Но самые опасные ситуации — на городской улице. В последнее время многие садятся за руль, не имея опыта вождения. Я не хочу кого-то обижать, сказав: «купил права». Но… Вот недавно на перекрестке Холодильная-Республики водитель, не включая поворота, ставит машину поперек. Мне деваться некуда — жму тормоза, меня выносит на пешеходную до-
рожку! Хорошо, что дорожка оказалась свободна… Поэтому на дороге нужно всегда рассчитывать на дурака.
— И все? За двадцать лет вождения?
— Первое серьезное столкновение было в такие же ноябрьские праздники в 1989 году. Я ехал из Сорокино, выпал первый снежок, у тещи забили поросенка, я загрузил половинку и еду довольный. Сзади другая машина — второй зять везет вторую половину поросенка. В ту же сторону трактор везет дрова. Мы стали его обгонять, он ставит трактор поперек. Я торможу и въезжаю в левое заднее колесо тележки. Он едет дальше. Мы догоняем, сигналим, он не может понять, чего от него хотим… Потом из кабины вываливается, весь такой… праздничный и говорит: «Eду в Ишим, везу дрова». — «Да ты смотри, что с машиной сделал». Ну, ГАИ вызвали… Потом потихоньку доехали до Тюмени. У меня тогда уже была «девятка».
— На чем вы сейчас ездите?
— Наличной машине, на «блейзере», я езжу только по выходным. Появился помощник — сын. Иногда руль уже мне и не достается.
— Уверяют: пересядешь на машину заграничной конструкции и на отечественную больше не тянет.
— Машина воспринимается иначе. Хотя «блейзер» — елабужская машина, неполноприводная, объем цилиндров небольшой… Но когда сидишь в салоне — двигателя не слышно, управление и гидравлика — прекрасные, тормоза удивительные… Сегодня у наших заводов-производителей уже есть попытки, лет через пять мы будем иметь уже что-то достойное.
— Eсли бы мы раньше открыли наш рынок для конкурентов западных…
— Все познается в сравнении. Помните, когда появилась та же «копейка» — это была фантастика после «запорожца» — вечной машины, после «москвича», после «уазика». Конструкторы начали задумываться. А сейчас прогресс есть значительный, хотя до среднего мирового стандарта еще далековато.
— А вы не думаете, что нас могут попрекнуть в отсутствии автомобильного патриотизма? Хоть тягач, но свой…
— Патриотизм — это когда для страны лучше, для людей. Пусть производитель заботится о покупателях, тогда это будет производитель-патриот, который выпускает конкурентоспособную продукцию.
— Но пока он соревнуется с Западом или Востоком только в цене…
— А надо в качестве. Тогда я с удовольствием! Я всегда был противником импортных машин. Потому что — запчасти, потому что -ремонт. Но сядешь за руль и чувствуешь себя человеком. Комфорт. Безопасность. Что бы ни говорили о «жигулях», это — консервная банка. Любая иномарка -забота о безопасности водителя, дверка защищена ребрами жесткости, бампер предусмотрен для гашения удара. У нас при столкновении двигатель влетает в салон и… Наш производитель гоняется за экономией, а до безопасности еще далеко.
— Вам нравится движение по нашему городу?
— Мы стараемся привести к европейскому стандарту некоторые улицы, а обыватель говорит: не надо мне стандарта, лучше ямы убери! Eздить очень сложно, и одна из причин покупки»блейзера» — на нем можно любой люк открытый переехать. Eсли ты по Тюмени два года проездил без аварий, то на любой европейской дороге ты водитель будешь непревзойденный.
***
фото: