В кулуарах «Словцовских чтений»
Курьер
Любая научно-практическая конференция богата интенсивным общением участников. В дни «Словцовских чтений» (14-17 ноября с.г.) кулуары раскалились на все сто. Повезло и курьеру: его собеседники были интересны и откровенны.
Не отказалась от беседы и директор областного краеведческого музея заслуженный работник культуры РФ Татьяна Исламова (запись диалога приводится в изложении). Курьер, прежде всего, поздравил Исламову с избранием вице-президентом ИКОМ России, попросил рассказать об этой организации и месте в ней Тюмени.
Исламова: «Международный совет музеев — влиятельная организация. Появилась в 1946 году при содействии ООН, ее комиссии по культуре (ЮНEСКО). Советский Союз вступил в ИКОМ в 1956 году. Шла оттепель, МИД СССР и Министерство культуры позаботились об имидже страны в мире. В конце 80-х роль нашего национального комитета ИКОМ возросла. Стало больше реальных дел, меньше парадности.
ИКОМ — не только всемирная забота о сохранении и приумножении историко-культурного наследия. Это и обмен новыми технологиями музейного дела, крупные акции по спасению памятников, весомая помощь коллегам в трудной ситуации. Главное, что ИКОМ сильно повлиял на общественные настроения. В мире -музейный бум. Подъем научно-просветительской работы, музейного образования и педагогики, формирования коллекций и экспозиций.
В России пока эти процессы идут сложно. Но помощь идет и по линии ИКОМ. Сейчас организация объединяет 15 тысяч членов из 160 стран. В РФ — 188 индивидуальных и 23 коллективных члена ИКОМ. Eсли в 50-е годы в союзный ИКОМ входили лишь самые крупные музеи центра и республиканских столиц, теперь туда принимают по работе, а не статусу, и наш музей, как видите, добился высокой чести. Можно сказать, что мы все уверенней входим в глобальное музейное сообщество. Тюменский краеведческий как комплекс уникален и неповторим — не только по части раритетов и сибирского своеобразия. Судите сами — филиалы в домах Колокольниковых и Машаровых гармонизируют и украшают городской пейзаж. Они приближены к человеку, уютны и гостеприимны.
В Российский национальный комитет ИКОМ меня избрали на сентябрьской сессии в Вологде. Образовано восемь комиссий, избран новый президент — Гурген Григорян, директор московского Политехнического музея, секретарь и пять вице-президентов. Я вхожу в комиссию по новому уставу ИКОМ. Меняются страна, законодательство, формы отношений с властями и общественностью. Нужен новый основополагающий документ».
Курьер: «В кулуарах конференции я разговаривал со многими известными деятелями науки и культуры, местными политиками. Все они солидарны в общей высокой оценке «Чтений», работы музея. Только нужны новые усилия, новые шаги, чтобы поддерживать всеобщий интерес к себе…»
Исламова: «В начале декабря в историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» открываем выставку «Сибирские реликвии». Будут показаны все этапы освоения великого края. Часть экспонатов — от москвичей, участвуют также тобольский музей — государственный историко-архитектурный музей-заповедник, окружные музеи Югры и Ямала.
Что касается новых коллекций -спросите у Раисы Николаевны Рогачевских, нашего старшего научного сотрудника, лауреата премии «Словцовских чтений», автора экспозиции, аналога которой, с большой вероятностью, нет ни в России, ни в мире».
Курьер удивлен, растроган и очарован. Eще бы — все последние годы прекрасного правления в кукольном театре царственно-величавой Раисы Николаевны он был допущен в святая святых — на кухню творческого процесса. И вот второе явление Рогачевских в краеведческом музее, где она директорствовала в 60-е гг.
Заслуженный работник культуры РФ Рогачевских: «Я пришла в музей два года назад с предложением создать особую музейную коллекцию, связанную с творческой историей Тюменского государственного театра кукол и масок. Поскольку мне изнутри известны сюжеты создания великих (оценка специалистов и критиков) спектаклей 60 — начала 80-х гг. «Пер Гюнт», «Забыть Герострата», «До третьих петухов» и др. Наверное, через декор, маски, костюмы, прочие сценические вещи можно вернуть им вторую жизнь. Создать особый образ этих постановок. А еще — это память, чтобы знали и помнили наших тюменских мастеров сцены. Первый вариант коллекции уже был экспонирован и вызвал большой интерес».
Последний собеседник — блистательная Eва Адамовна Шмидт, всемирно известный угровед, ведущий профессор кафедры финноугроведения Будапештского университета. Но этот профессор большую часть года работает (!) заведующим фольклорным архивом в Белоярском, месяцами пропадает в таежных дебрях, собирая и отрабатывая новые данные по духовно-материальной культуре северных ханты. 30 лет среди северного народа. Мировой рекорд, уникальное подвижничество и понимание глобального назначения цивилизации обь-угорских народов, необходимости их духовного возрождения, дабы исправить «семь смертных грехов современного человечества» (Конрад Лоренц).
Зал стоя рукоплескал этому скромному и обаятельному ученому, чей образ и стиль жизни сродни самым благородным коллегам из XIX века. Хотя бы нашему Миклухо-Маклаю.
Eва Шмидт: «Я впервые на таких «чтениях». Участвовала в открытии выставки «Север — открытый космос» и проведении музейной гостиной «Непокорная воля моя»! Восхищена автором проекта, сотрудником ТОКМ Натальей Косполовой. Она — внучка замечательного учителя и оказителя современных манси АЙНЫ Митрофановны Коньковой. Выставка приурочена к скорой годовщине ее ухода в Верхний Мир. Так верят манси.
Верно выбрана начальная точка — рисунки мансийских детей в окружении священной фигуры Праматери Матерей и фигур ее ареопага. Сакральное число семь определяет ритм экспозиции. На тех рисунках — прикосновение к духовной тайне древней космически-природной цивилизации Югры. Они видят землю в полете, приближая дома, реки, озера и леса.
Вот вы тоже избегаете понятий «язычество», «идол», «сакральная кукла», и правильно. Обь-угорские народы стали изучать в духе европейской урбанизированной культуры. Как якобы младших собратьев, застывших на примитивной стадии развития.
А они — из недоступного пока нашему разумению древнего космоса, золотого века человечества, доброго и разумного согласия с природой. Как верно сказала Косполова — то были дети богов, не знавшие категории зла. Потрясает рабочий стол Коньковой — небольшой, рядом простой табурет и фигура Матери в центре. Сейчас в ХМАО многое делается для возрождения угров, вот и Тюмень старается не отстать. Экспозицию Коньковой следует сделать постоянной и помнить, верить ее прощальному слову, завершающему выставку: «Из мрака безнадежного, из тоски заунывной, из жизни неправильной выйти никогда не поздно -выйти, выползти, выехать, вылететь, воспарить…» Да будет по духу и по силам нам этот Завет».