С «Виртуозами Рима» нам повезло
— Мы отыскали в своих гардеробах свитера и куртки, которые не надевали уже давно, — признался дирижер и руководитель камерного оркестра «Виртуозы Рима» Гуидо Козарана. — Шутка ли, ехать зимой в Тюмень?
Здесь утеплившиеся «виртуозы» начали свое турне по России, впереди у них еще пять городов и пять концертов. И если все будут такими же, как в Тюмени — то России повезло.
У оркестра несколько названий, «Виртуозы Рима» — самое распространенное и известное во многих странах. «Виртуозы Рима» стали первым из европейских оркестров, который выступил в Бирме. Оркестр награжден премиями «Caelsia» в области культуры и искусства, золотой медалью Капитолия и отмечен именной надписью Совета Европы, которая гласит: «Оркестру «Виртуозы Рима», который достиг самого высокого уровня исполнения итальянской музыки во всем мире».
— Я создал этот коллектив 30 лет назад, — рассказал Гуидо Казарана. — А поскольку его составляли в основном музыканты, участвовавшие в мастер-классах академии Санта-Чечилия, то и название было таким — камерный оркестр Санта-Чечилия. И только потом мы заменили его на «виртуозов»…
Оказалось, что мы, тюменцы, народ избалованный — едва ли не каждую неделю филармония дает нам возможность посетить концерт какого-нибудь именитого коллектива или исполнителя. Мы привыкли к этому, воспринимаем, как данность, а между тем, даже до своих итальянских провинций «Виртуозы Рима» часто не доезжают.
— У нас нет понятия «глубинки», провинции, как у вас, — объяснил Казарана. — Во-первых, Италия — маленькое государство, а во-вторых, оно долгое время существовало в качестве крохотных разрозненных княжеств. Поэтому те города, которые сегодня считаются провинциальными, сами некогда были столицами. И туда нет нужды что-то «везти», там и так все в порядке с музыкой.
Такого Антонио Вивальди Тюмень еще не слышала. Концерт для струнного оркестра ля-мажор: небольшая пауза, а затем в воздухе равномерно начинают возникать прозрачные аккорды. Особенно хорошо это чувствуется, если сидишь в середине зала, подальше от сцены, и между тобой и звуком — пространство. С каждым разом в аккорды деликатно вплетаются все новые ноты, и угадываешь: скрипка, альт, виолончель… В этот же момент почему-то очень запомнился странный звук, напоминающий «дзумм-дзумм-дзумм…» — он словно обозначал ритм и в то же время придавал ощущение сильной наэлектризованности, будто перед грозой. (Уже позже я выяснила, что эти звуки издавал клавесин, а прием игры называется красивым итальянским словом «continuo»).
Неожиданно воздух буквально взорвался трелями скрипичного соло — это было похоже* на стремительный порыв ветра с клубами снежной пыли. Ветер становился все сильнее, превратился в смерч и вдруг рассыпался звуками кульминации. Оркестр играл без дирижера, но при этом все равно звучал, как единый организм.
Существует мнение, что Вивальди в этом месте использовал гармонический прием, при определенных условиях вызывающий у слушателя выброс в кровь гормона удовольствия — эндорфина. Казарано рассказал, что это давно описанный в музыкологии факт: итальянские композиторы одними из первых овладели секретом «le armonie del piacere» («гармонии наслаждения») и порой злоупотребляли им.
А «Виртуозы» не злоупотребили: восхитили публику музыкой и словно оставили ненавязчивое послевкусие знаменитой итальянской пасты (макаронные изделия — Ред.).. Зал провожал музыкантов настоящими овациями. Не традиционными вежливыми аплодисментами, а таким шквалом эмоций, что даже сами музыканты были удивлены и обрадованы.
***
фото: Гуидо Казарана