Репетиторов ищут прямо сейчас
Марина Солотова, создатель школы журналистики «Академия радости» и консультант по детско-родительским отношениям, еще и репетитор. Она не из тех, кто обещает, что ее ученики получат сто баллов за EГЭ. Это невозможно, и наверное, этим и подкупает — честностью.
По утрам дважды в неделю она ведет уроки в семейной школе, занимается с выпускницей из Баку и с девочкой-спортсменкой из Москвы, которая пропускает несколько школьных уроков ради занятий с Мариной Дмитриевной.
— Моя специализация как репетитора — подготовка к экзаменам, и только летом я могу взять ребят из среднего звена, — говорит Марина Солотова.
— EГЭ — это не страшно?
— Это кропотливая, систематическая работа. Я всегда объясняю: никого на экзаменах не волнует, что вы думаете, что вы чувствуете. С вас спросят только то, что вы знаете. Это правильный подход. Для того, чтобы сдать экзамен по литературе, надо знать все тексты. Вопросы будут и по персонажам, и по теории литературы, и по содержанию произведений. Надо уметь анализировать. А самый популярный запрос у родителей: нам надо научиться писать сочинения, только читать произведения он не будет.
Порой считают: чтобы сдать литературу, надо быть литературно одаренным. «Не надо, — говорит Марина Солотова. — Одаренность понадобится на творческих испытаниях, например, на факультете журналистики».
— Что касается русского?
— Самое распространенное заблуждение выпускников — это их убежденность в том, что русский язык можно сдать, пользуясь интуитивной грамотностью, не зная правил. Нельзя! Стресс сильнее интуиции. Ребенок может 99 раз написать вариант экзамена правильно, а на сотый ошибется. И со стопроцентной вероятностью эти ошибки будут на региональном пробнике и на самом экзамене. Многие убеждаются в этом как раз на мартовском пробнике, когда времени на то, чтобы выучить правила, остается совсем немного.
Марина Дмитриевна видит расхождение в задачах школьного учителя и репетитора. Репетитор он как тренер, готовит на результат, а у учителя цели долгосрочные — поддержать общий уровень подготовленности. В случае литературы — еще и сформировать интерес к чтению. Поэтому учить и одновременно готовить к экзаменам невозможно.
Выход в дополнительных занятиях. Их может организовать администрация школы. Хотя сейчас это сложно, ведь у учителей и без того огромная нагрузка.
В экзаменах много подводных камней, тот же человеческий фактор, он касается не только учителей, учеников и репетиторов. Eсть еще эксперты. Любую работу проверяют два эксперта, и если один ставит 15 баллов, а другой 20, засчитывается больший результат. К третьему эксперту работа уходит, если разница в оценке первого и второго восемь баллов.
Сдают экзамен все, только вопрос, как. Как считает Марина Дмитриевна, у каждого своя высота: «Я не верю репетиторам, которые говорят, что у них все ученики сдают на 90 с лишним. У каждого — свой максимум, отличный от другого. Можно в начале занятий дать ребенку тест, по которому репетитор сразу поймет, понимает ли ученик проблему и можно ли ее решить. Я могу отказаться от ученика, который системно не выполняет заданий, потому что это пустая трата родительских денег и моего времени».
Главное в сдаче — это академические знания. Марина Дмитриевна не рекомендует пользоваться какими-то экспериментальными школами, как, например, школа грамотности Романовых, лучше не рисковать. Рынок репетиторов сегодня сравним с рынком риелторов. Можно найти любого на вкус и цвет, но можно натолкнуться и на непрофессионала. Ориентироваться только на низкую цену она бы не советовала, ведь специалисту нужно постоянно обновлять свои знания, посещать курсы, а они не бесплатны. Существуют онлайн-школы, многие из них очень хороши, но они для тех, кто уверен в собственной дисциплине и мотивации.
EГЭ — лотерея, считают некоторые, и с ними Марина Солотова не согласна. «Вот есть Паша и есть Саша, они оба хотят купить квартиру, Паша зарабатывает, откладывает, а Саша каждую неделю покупает билет жилищной лотереи. У кого раньше будет квартира?»