Бюджетная логика
Чтобы скорректировать свои бюджеты на 2010 год, у регионов УрФО осталось мало времени.
Инна Горбунова
В пятницу в правительстве Тюменской области проходило совещание, на котором присутствовали руководители российских министерств: финансов — Антон Силуанов, регионального развития — Виктор Басаргин, здравоохранения и социального развития — Владимир Белов, губернаторы Тюменской, Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов. Вел заседание вице-премьер правительства Российской Федерации Сергей С-бянин.
По словам Сергея Собянина, правительство заканчивает работу над федеральным бюджетом. Через неделю документ отдадут на рассмотрение бюджетной комиссии, затем вынесут на заседание правительства и Государственной Думы. За это время регионы еще могут скорректировать планы своих доходов и расходов, «выстроить их в единой с федеральным бюджетом логике».
Перестраивать бюджетное планирование придется практически всем. Реалии жизни таковы, что из многих возможных вариантов приходится выбирать только приоритетные. На все и на всех денег не хватит. Дефицит бюджета в 2009 году прогнозируется в размере трех триллионов рублей, что составляет около трети федерального бюджета, отметил Сергей Собянин. И хотя в целом объем федерального бюджета останется на уровне 2008 года — девяти триллионов рублей, структура его кардинально изменится. Сохранится лишь финансирование пенсионной реформы и социальных обязательств.
Только на покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующем году потребуется около полутора триллионов рублей. Поэтому бюджетные расходы по некоторым сферам сократятся в 1,5-2 раза. «Такого сокращения расходов и такой оптимизации бюджета мы еще не предпринимали», — сказал Сергей Собянин.
Не добавил оптимизма и доклад заместителя министра финансов Антона Силуанова. Он констатировал, что в условиях кризиса в большей степени пострадали регионы с развитой промышленностью и экономикой. Причем, в УрФО сложилась «самая критичная» ситуация из всех субъектов РФ. Например, если в целом по России поступление в бюджеты доходов от налога на прибыль сократилось на 49%, то в Челябинской области — на 98%, а в Свердловской — на 70%. Снизился и сбор налогов на доходы физических лиц. Причем в некоторых регионах УрФО в два раза больше, чем в целом по России. Какой удар это нанесло экономике регионов, можно судить по тому, что эти налоги составляют до 70% всего объема доходов региональных бюджетов. Не обошла эта беда стороной и Тюменскую область. Собираемость налоговых доходов в среднем по России снизилась на 19,7%, а в Тюменской области — на 38%.
«Очевидные» и не радужные тенденции зафиксированы и в расходной части бюджетов. Если в среднем по Российской Федерации за семь месяцев года наблюдался хоть и небольшой, но рост расходов, то в среднем по УрФо он упал на 11%. При этом кредиторская задолженность, то есть задолженность бюджетов по своим обязательствам, возросла на 56 миллионов рублей.
Особенно рассчитывать на финансовую помощь федерального бюджета региональным бюджетам не придется. Многие проблемы придется решать самим. По словам Силуанова, в следующем году объем субвенций в бюджеты субъектов федерации сократится примерно на 25%, и это только предварительные данные. Возможно, после поездок по регионам их еще скорректируют.
При этом на субъекты федерации в 2010 году лягут дополнительные расходы. Так, организация оздоровительной компании детей будет исключена из полномочий фонда социального страхования. Ответственность возьмут на себя субъекты федерации. Федеральный бюджет откажется и от софинансирования отдельных полномочий, касающихся детских пособий, а также льготного обеспечения таких категорий как ветераны труда и труженики тыла. В министерстве финансов считают, что субъекты федерации «смогут сами с финансированием таких задач справиться». Под ответственность региональных бюджетов будут переданы и льготы на оплату жилых помещений и жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным категориям населения. Эта же участь постигнет и финансирование полномочий по обеспечению равной доступности транспортных услуг для населения и компенсирование части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях. В полном объеме останется в федеральном бюджете только поддержка реабилитированных лиц.
Кроме того, для того, чтобы пополнить доходы федерального бюджета, в будущем году на 35% повысят индексирование акцизов на алкогольную продукцию, на 31% — на слабоалкогольную продукцию и в три раза увеличат акцизные сборы на пиво. Только за счет этих мер предполагается получить дополнительных доходов на 62 миллиарда рублей. Еще около 15 миллиардов рублей даст индексация ставки акцизов на бензин. До шести раз повысят госпошлину за регистрацию автомобилей. В среднем в два раза увеличат и транспортный налог. Хотя его конкретную ставку и ее дифференциацию регионы могут определять, по словам Силуанова, самостоятельно.
Не обошел вниманием Силуанов и налог на полезные ископаемые. Этот вид налога платят 10 из 86 субъектов федерации. Но только в Тюменской области он формирует треть доходов регионального бюджета. Поэтому предполагается, что Тюменской области в течение первых четырех лет будет выплачиваться компенсация. Правда, с понижающим трендом. То есть первый год — сто процентов, затем — 75%, 50% и 25%. В 2010 году объем компенсаций для области составит около 35 миллиардов рублей.
В общем, по прогнозам министерства финансов, регионам в следующем году придется не просто. Поэтому их призывают тщательней все просчитывать и «не включать в свои бюджеты воздух». Поскольку запланированные результаты «придется достигать меньшими ресурсами».
Свои краски к кризисной картине добавил и Виктор Басаргин, министр регионального развития Российской Федерации. Он также отметил, что самый сильный удар кризиса приняли на себя высокодоходные субъекты федерации. При этом объем инвестиций в УрФО в целом упал на 13%, а иностранных — сократился в два раза.
«Беспрецедентный» случай зафиксирован и по кредитным ставкам. Если в среднем по России банки взимают около 16% годовых, то в УрФО есть и более 50% (при рекомендованных Центробанком 14%).
Но, по мнению Басаргина, у региональных бюджетов есть еще неиспользованные резервы. Так, объем неэффективного использования бюджетных средств в этом году составил около 40 млрд. рублей. При этом расходы на содержание административного аппарата в кризисный год даже выросли на 30%. Зато Тюменскую область Басаргин привел как пример для подражания. У нас объем неэффективных расходов снизился в два раза.
В общем, кризис диктует свою финансовую логику. И чтобы понять ее и жить по ее законам, надо действовать уже сейчас.