145 ступенек к Туре
Мы насчитали на гранитной лестнице, ведущей от моста Влюбленных вниз, к набережной, 145 ступенек. Ступенек, гостеприимно приглашающих прогуляться у полно водной Туры.
Оказалось, цифра эта довольно велика — к воде мы шли долго, но длинная изогнутая лестница позволяет спуститься неспешно, осмотреть окрестности и представить будущую набережную, кото рая пока не готова.
К концу 2009 года ЗАО «Строй-монтаж», генеральный подрядчик, завершит работы на центральном участке набережной: от моста Влюбленных до моста в створе улицы Челюскинцев. А всю набережную, от устья речки Тюменки до улицы Свердлова, запланировали сдать в 2010 году.
Горожанам по набережной пока гулять нельзя, так же, как и заходить за забор, временно скрывающий гранитную лестницу. Но у них есть возможность наблюдать за стройкой с моста или с троту ара на улице Республики. Мы же прошли за забор, поговорили с рабочими и с удовольствием рас скажем, о чем узнали и что видели…
На будущей набережной вырисовываются три пешеходные зоны на разных уровнях. Уже забетонированы четыре лестничных схода — строители обещают, что по строят еще две специальные лестницы, для инвалидов.
Чтобы остановить разрушение берега Туры (в прежние годы в воду уходило около двадцати сантиметров берега), пришлось применить особые технологии. Согласно проекту, строители укрепили берег, отсыпали песком. За тем укрыли землю, словно сеткой, полотном из пластика, с ячейками. В ячейки засыпали землю, а на одном участке склона даже появился газон. Наверняка к следующему году берег Туры будет покрыт ярко-зеленой, ровно подстриженной травой, а не пожухлыми травинками и мусором, как раньше.
Рассматривать на бережную можно в нескольких направлениях. Посмотришь прямо — стройка уходит на десятки метров, изгибаясь к мосту в створе улицы Челюскинцев. Отделка гранитом серого и коричневого цвета — в центральной части. В бригаде строителей нашелся собеседник. Артем рассказывает:
— Отделкой занимаются на двух нижних уровнях, а мы кладем тротуар на верхнем, третьем ярусе. На два слоя щебенки укладываем слой песка, а потом резиновым молотком вбиваем гранитную плитку. Она очень прочная, из природного камня, выдержит не только нагрузку пеших прогулок, но и роликов. Работаем здесь третий день, с восьми до семи, а весь ярус постараемся закончить за месяц.
Указывая рукой вниз, к воде, Артем отметил, что там работы еще много. Отделку гранитом продолжат и зимой: для этого понадобятся тепляки. А пока строители стараются не упустить погожие деньки и сделать как можно больше.
Второе направление, куда можно бросить взгляд, — самый нижний ярус набережной, соприкасающийся с водой. Тура сейчас необычайно спокойна и как-то по-осеннему ленива, нет даже ряби. Так же застыли и гранитные волны, украшающие набережную. В форме волн сделаны и перила центральной лестницы, по кото рой можно спуститься со второго яруса на первый.
Гранитные фигуры — одна из изюминок будущей набережной. А остальные раскрывать не будем, пусть каждый найдет при прогулке красивые детали отделки.
На обратном пути преодолевали те же 145 ступенек. Сверху мы снова окинули взглядом большую стройку — но уже вместе со случайными прохожими. Владимир Тортев ждал знакомого и одновременно любовался набережной:
— Хорошее будет место, я бы с удовольствием прогулялся. Других набережных я никогда не видел, но эту почему-то хорошо представляю.
Хорошие отзывы услышали мы и от Татьяны Ереминой:
— Я любуюсь тем, что есть — но представить готовый вариант не могу. Вообще, я живу в Нижневартовске, но приехала в Тюмень потому, что дочь переводится в местный институт. Услышала, что строят набережную, и приехала посмотреть. Замечательно, что в период кризиса у нас есть такая масштабная стройка! Сейчас я вдоволь налюбуюсь, постараюсь запомнить. А в следующий раз, когда приеду в Тюмень, посмотрю, что изменилось.
***
фото: каменная волна; доделывают лестницу; Владимир Тортев любуется пейзажем