Искусство различать полутона
«Меццо-тинто: взгляд из темноты» — выставка с таким названием открылась на минувшей неделе в музее изобразительных искусств.
— Надо же, какой ажиотаж!- удивлялся в фойе мужчина. — Оказывается, в Тюмени так много ценителей графики!
Действительно, на презентацию экспозиции с загадочным названием пришло много желающих ее увидеть. В очередной раз промелькнула мысль: когда же откроется новый музейный комплекс? Нынешние залы музея ИЗО совершенно не приспособлены для театрализованного представления, которым организаторы решили предвосхитить показ экспозиции.
«Уникальная», «философичная», «глубокая», «поэтичная» — это лишь малая часть эпитетов, которыми удостоили технику гравировального искусства меццо-тинто. На презентацию выставки приехал директор екатеринбургского издательства «Артефакт» Никита Корытин. Он рассказал, что этот проект реализуется в рамках подготовки к Первому международному фестивалю меццо-тинто, который в будущем году готовится провести Екатеринбург.
В экспозиции представлено 120 работ российских и зарубежных графиков. Первое, что обращает на себя внимание, — разножан-ровость. Это портреты, натюрморты, пейзажи, андеграунд… От почти микроскопических картин, размером с ладошку ребенка, до формата А-4, от классической черно-белой гравюры до цветной. При более близком знакомстве поражает объемность изображений. Трудно поверить, что сделаны они не на «теплом» холсте или листе бумаги, а на холодном металле.
Почему новую технику, изобретенную немцем голландского происхождения Людвигом фон Зиге-ном, назвали по-итальянски «меццо-тинто» — можно только догадываться. Но название (в прямом переводе — «средне-окрашенный», или полутон) передает суть этого вида графики. По мнению самих мастеров, именно техника меццо-тинто позволяет наилучшим образом передавать изображение в трехмерном пространстве и даже фиксирует четвертое измерение — временное, так как «схватывает» движения мастера. Движений этих, кропотливых и выверенных, графику приходится делать сотни тысяч. На создание одной гравюры уходит в среднем полтора-два месяца.
Особое внимание уделяется подготовке медной пластины (закачке). Гладкую и отполированную до зеркального блеска поверхность обрабатывают так, чтобы она приобрела однородную, шероховатую на ощупь, фактуру. Для этого чаще всего используют качалку (отсюда и «закачка») — инструмент, похожий на изогнутую бритву, с острыми мелкими зубцами вдоль всего лезвия (от 65 до 100 зубцов на дюйм). Принцип меццо-тинто заключается в выбеливании рисунка на зерненной плоскости медной пластины (этим оно принципиально отличается от других графических техник, при которых изображение на печатной форме появляется с помощью линий, штрихов и точек).
Меццо-тинто получило наибольшее распространение в ХVIII-ХIХ веках, особенно в Англии, Франции и России. Правда, в двадцатом столетии его популярность значительно упала — видимо, в век стремительных скоростей и художники предпочли более «скоростные» техники передачи зрительных образов?
Тем не менее, последователи этого вида изобразительного искусства существуют и в наше время. Правда, сегодня лишь около 500 человек во всем мире умеют передавать оттенки и полутона с помощью меццо-тинто. Познакомиться с творчеством 27 из них тюменцы смогут, посетив выставку, которая останется в нашем городе до 4 ноября.
***
фото: есть что посмотреть и что обсудить;«взгляд из темноты»;в одном из залов;в рамках выставки проходили телемастер-классы