Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Укротитель «Беркута» вырос в Югре

С декабря 2007 года по июль 2008-го «Тюменский курьер» напечатал тринадцать рассказов о Героях Российской Федерации — уроженцах нашего города и тех, чье детство и юность связана с нашим краем. Недавно стало известно еще об одном «северном» кавалере российской «Золотой Звезды». Герой сегодняшнего рассказа — бывший нижневартовский школьник, а ныне летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Юрий Ващук.

Истребитель Су-35 с бортовым номером 007 на полторы минуты замер на хвосте, подобно кобре, готовящейся к прыжку. Затем машина со стреловидным крылом развернулась ровно на 180 градусов и прошла на трехсотметровой высоте над подмосковным аэродромом Быково.

Это зрелище, редкое по красоте и филигранное по чистоте высшего пилотажа, наблюдали 20 августа нынешнего года сотни зрителей международного авиационно-космического салона МАКС-2009 в подмосковном Жуковском.

Знаменитую и известную многим «кобру Пугачева» исполнил в тот день Герой России Юрий Ващук — один из лучших учеников Героя Советского Союза Виктора Пугачева, «отца» этой оригинальной фигуры высшего пилотажа. Сам Виктор Григорьевич наблюдал за «коброй» в исполнении Юрия с гостевой трибуны и остался доволен мастерством начальника летно-испытательной и доводочной базы фирмы «Сухого».

… Юрий Ващук родился в Барнауле 12 июня 1963 года. Однако он с гордостью называет себя «коренной северянин». В этом шутливом высказывании — немалая доля правды.

Летом 1967 года алтайский геолог Михаил Ващук не побоялся высадиться в «комарином» краю в числе первопроходцев Югры с четырехлетним сынишкой на руках. Детство и школьная юность Ващука-младшего прошли в Нижневартовске.

Помнит шеф-пилот «ОКБ Сухого» северный деликатес тех времен — самодельный пудинг из вареной сгущенки со свежей клюквой…

Школьные годы Юрий провел за партой нижневартовской школы N 4. И уже тогда стал мечтать о небе. Первый раз прыгнул с парашютом в Тюмени и приземлился за лесополосой, где сейчас раскинулись четвертый и пятый микрорайоны. Однако полный курс аэроклуба окончил уже в Омске в 1982 году. Там же поднял в небо Як-18Т -«крылатую парту» многих пилотов военной и гражданской авиации.

В середине восьмидесятых Ващук «застолбил место под солнцем» в составе республиканской и союзной сборных команд по самолетному спорту. Получив диплом об окончании МАИ, он стал инженером Летно-испытательного института (ЛИИ), а в 1992-м впервые пришел в знаменитую во всем мире авиационную «фирму» имени Павла Сухого.

С той поры и по сей день Юрий Михайлович испытывает самолеты марки «Су». Он первым среди летчиков России поднял в небо уникальную крылатую машину С-37 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла, названную в авиационной среде «переходной ступенькой к самолетам пятого поколения».

Испытатель Ващук представлял истребители Су-27, Су-33 и новейший Су-35 в России, Германии, Франции, Южной Корее. В 2001-м, вместе с другом и командиром Героем России Игорем Вотинцевым, он поднял «на крыло» первый чисто гражданский самолет «суховцев» С-80.

Ему неоднократно довелось попадать в аварийные ситуации. В декабре 2002-го он до последней возможности тянул обесточенный Су-35, уводя самолет от аэродрома Быково и катапультировался, прижав к себе блок контрольно-записывающей аппаратуры…

За мужество и героизм, проявленные при испытании Су-35, Юрий Михайлович Ващук указом президента России от 27 ноября 2003 года получил звание Героя Российской Федерации.

Сейчас он готовит «тридцатьпятку» к войсковым испытаниям, дабы дать ей «добро» на долгую жизнь в небе России.

***
фото: Юрий Ващук, лето 2009 года;а это «кобра», и не два самолета, а один — просто второе фото сделано через одну-две секунды после первого.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта