Самый горячий вопрос сентября
По данным на утро 28 сентября, без тепла в Тюмени оставались 35 домов.
Много это или мало? Если вести отсчет от общего количества жилых домов в городе — более 3600, то 35 — это менее 10%. Но если учесть, что для каждого человека важнее не общая статистика, а его личный комфорт, те же цифры приобретают совсем другое значение.
Чтобы разобраться в причинах отсутствия тепла в конкретных домах, проанализировать первые итоги начала отопительного периода, поговорить о проблемах и перспективах — в редакцию «Тюменского курьера» на заседание «круглого стола» пригласили Геннадия Зверева, директора городского департамента жилищно-коммунального хозяйства; Евгения Хачатурова, директора ООО «Тепло Тюмени»; Азата Даутова, директора объединенного района тепловых сетей и котельных ООО «Тепло Тюмени»; и Елену Березюк, начальника управления по связям с общественностью ОАО «Фортум».
О «точечных» проблемах Геннадий Зверев:
— Согласно распоряжению главы администрации города, 23 сентября в Тюмени начался отопительный сезон. Этому предшествовала большая подготовительная работа на магистральных, разводящих сетях, теплотехническом оборудовании, тепловом контуре зданий. Разработали график запуска тепла, который условно разделили на три этапа: первый — заполнение системы, постановка ее под давление; второй — подача тепла; третий — гидравлическое регулирование параметров. Сегодня мы перешли к третьему этапу.
Проблем хватает, особенно с параметрами в домах района За-тюменки, Дома обороны, Московского тракта. Есть и проблемы по запуску в 17 домах управляющей компании «Заря», но там были трудности, скорее, экономические, и сегодня они решены. Есть дома, в которых была приостановлена подача тепла из-за порыва магистрали на улице Южной. Есть многоэтажки, не подключенные по вине застройщиков (отсутствуют договоры на теплоснабжение, плюс неоплаченные долги).
Утверждать, что мы подали тепло на сто процентов, я бы пока не стал. Главная задача — выйти на оптимальный режим, повысить давление в сети, увеличить его перепады и температуру теплоносителя. Когда давления в трубах не хватает, вода не циркулирует, застаивается и остывает. Чтобы убрать эти проблемы, мы разворачиваем насосные станции. Две уже включены в работу, скоро на нормальный режим выйдут четыре из пяти.
Пока погода к нам благосклонна. В этом есть и плюс, и минус. С одной стороны, тепло позволяет провести запуск в более щадящем, плавном режиме, но, с другой, при такой температуре параметры сложнее наладить — в квартирах станет слишком жарко. Мониторинг ситуации происходит ежедневно. Сейчас больше отрабатываем точечные проблемы.
В общем, все идет в штатном режиме, массовый запуск тепла произошел. Но обращений по его отсутствию еще много. Куда-то оно еще не дошло, у кого-то батареи холодные или недостаточно горячие. Это уже работа управляющих компаний, они обязаны проводить регулировку. Такая точечная доводка будет проходить еще несколько дней. Согласно графику, на гидравлический настрой системы дается неделя.
— Все ли котельные готовы к зиме? Ведь от их качественной работы многое зависит?
Евгений Хачатуров:
— Последнюю котельную мы растопили 25 сентября. В расчетный период уложились, хотя думали, что получится быстрее. И сегодня в этой «зоне ответственности» никаких новых проблем мы не ожидаем. Даже в случае аварийных остановок жители перебоев с подачей тепла не почувствуют.
— Раньше Тюмень в отопительный сезон входила неделями. В этом году срок сокращен до минимума. Есть ли у города на это возможности?
Геннадий Зверев:
— Конечно, человек воспринимает так: вышло распоряжение, в тот же день должно появиться и тепло. К сожалению, технически это невозможно. Это не электроэнергия — выключатель нажал, и лампочка загорелась. Есть технические нормы, необходимость провести определенные операции и виды работ. Если управляющая компания обслуживает более ста домов, в один день направить слесаря в каждый дом, подъезд, к каждому стояку — нереально. Поэтому составляются графики подачи тепла.
Сравните цели, которые мы ставили, и чего за эти дни добились! Массовый запуск тепла состоялся. Более 98% домов запущены.
Другой вопрос, что каждый живет по принципу: «Мой дом — моя крепость». Человека волнует не ситуация в целом, а тепло ли в его квартире. Но есть определенные сложности: и «человеческий фактор» присутствует, и технический. Например, на сегодняшний день идет большая подпитка, которая в субботу перевалила за тысячу «кубов», что мешает вывести насосные станции на номинальные режимы и обеспечить нормативные входящие параметры. При такой подпитке они выкачают всю воду из кумулятивных баков, и придется всю систему останавливать. Приходится искусственно снижать параметры на насосных станциях.
Плюс ситуацию, например, на Московском тракте осложнила авария на улице Южной. Сразу этот порыв не был обнаружен, он прогрессировал, и вода от этих домов совсем ушла. К вечеру давление вообще упало на ноль. Страшного в этом ничего нет, все исправимо.
К сожалению, сетей, состояние которых близко к аварийному, у нас еще много. За последние годы многое удалось поменять, по разводящим сетям мы даже достигли нормативных параметров замены от общей протяженности в год, да и по магистральным приближаемся к этому показателю, но ветхих участков еще предостаточно. Железо есть железо, оно ломается. Даже новенькая машина, купленная год назад, может сломаться…
Аварии на сетях у нас происходят ежедневно. Это рабочий процесс. Думаете, в прошлом году в отопительный сезон было мало аварий? Может быть, за всю зиму наберется пять-шесть дней, когда не было порывов. Но город мы не разморозили. Кроме того, в результате проведенных ремонтов есть такие участки разводящих сетей, которые можно отключать точечно, без ущерба для потребителей.
Вопрос не в том, есть ли проблемы, а в том, как быстро они решаются. Сегодня, например, мы добились суточного исполнения заявок по ликвидации аварийных повреждений на сетях. Несколько лет назад это казалось невозможным.
О мощностях и сетях
— Сейчас город активно строится.
А хватит ли мощностей, чтобы его отапливать?
Геннадий Зверев:
— Их хватает, и с избытком. Вопрос только в развитии сетевой структуры. Определенная логистика должна быть. Важно строителям не занижать диаметры, смотреть на перспективу, иначе потом приходится все переделывать. Сейчас в городе будут действовать две программы — ООО «Тепло Тюмени» и ОАО «Фортум», которые будут разрабатывать технические регламенты подключений. Это дополнительные источники финансирования на развитие инженерной инфраструктуры.
— Влияют ли как-нибудь на ситуацию крышные котельные, которые устанавливаются на домах?
Геннадий Зверев:
— У крышных котельных есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, они дают определенное удешевление по оплате услуг. Но проблема в том, что такая котельная работает на газе. И если по какой-то причине прекратится его подача, то резервного топлива не предусмотрено. А централизованное теплоснабжение всегда подразумевает наличие резервных источников топлива.
— К этой зиме на тюменских электростанциях накоплено более 40 тысяч тонн мазута в качестве резервного топлива, что в полтора раза превышает установленный норматив. Почему в условиях всеобщей экономии решили пойти на такие чрезвычайные меры?
Елена Березюк:
— Это сделано на тот случай, если возникнет необходимость ликвидировать такую непредвиденную ситуацию, которая сложилась в прошлом году в Тобольске. Когда газопровод лопнул, потребовался не только весь накопленный резерв топлива, но и свыше того. Тогда его перекинули с тюменской ТЭЦ-1.
Евгений Хачатуров:
— Никто не запрещает создавать сверхнормативные запасы. Чем больше накоплено, тем спокойнее жить зимой.
— Сейчас, когда комментируют причины аварии на Саяно-Шушен-ской ГЭС, часто говорят, что теплоэнергетика стала бизнесом, что при ликвидации аварии сказался недостаток квалифицированных кадров. Масштабы наших тюменских ТЭЦ, конечно, не те, и все-таки насколько
мы подготовлены, нет ли у нас кадрового голода?
Евгений Хачатуров:
— Конечно, у нас не Саяно-Шушенская ГЭС, но и там вопрос был, скорее, не в отсутствии специалистов, а в том, какие были приоритеты. О компании «Тепло Тюмени» могу с уверенностью сказать, что мы ориентированы на потребителя, все программы развития разрабатываются совместно с администрацией города и области. Главная задача — надежность теплоснабжения. Получение прибыли у нас уходит на второй план. Коммунальная энергетика — она вообще никогда не была особо доходной. И такой задачи, как сделать ее высокодоходной, перед нами пока не ставится.
О тарифах
— Стоит ли ожидать повышения тарифов на теплоснабжение в будущем году?
Евгений Хачатуров:
— Повышение, конечно, будет. Хотя на сегодня еще не утверждены границы роста тарифа, со дня на день мы ждем, когда его утвердят. Но надо понимать, что в Тюмени и нашем регионе тарифы — одни из самых низких в России. Так исторически сложилось еще со времен Минэнерго… Резкого скачка цен однозначно не будет. Это регулируемая область деятельности.
— Возможно ли в тюменской теплоэнергетике внедрение каких-либо новых технологий, которые могут способствовать снижению или стабилизации тарифов?
Евгений Хачатуров:
— Возможны снижения затрат, а не тарифов. Поскольку газ и электричество у нас имеют пока далеко не рыночную цену. Чтобы компенсировать хотя бы частично рост энергоносителей — внедряют новые технологии.
Геннадий Зверев:
— Внедрение новых технологий позволяет не увеличивать себестоимость, а значит, предотвращать скачки тарифов. Например, энергосберегающие технологии позволяют при меньшем потреблении получать тот же эффект.
О паспортах готовности — В связи с чем паспорта готовности к зиме на ТЭЦ-1 выдадут только 5-10 октября?
Елена Березюк:
— С точки зрения теплоснабжения Тюмени, выдача паспорта готовности для ТЭЦ никакой роли не играет. Все оборудование, необходимое для подачи тепла, работает. Главная проблема — в коммуникациях, в транспортировке тепла. Система теплоснабжения города — сложная, и на первоначальном этапе подключения не обходится без трудностей. Главное сейчас — развернуть насосные станции. К 30 сентября четыре из них выйдут на нормативные режимы, что во многом решит проблемы балансировки.
Что касается реконструкции головного участка магистрали выводов с ТЭЦ-1, то там проводится увеличение диаметров трубы с 800 до 1200 мм для повышения пропускной способности. Стоимость этих работ в рамках инвестиционной программы оценивается в 62 миллиона рублей. К сожалению, найти эти средства за счет техпод-ключений не удалось, поэтому произошла задержка с вводом объекта. К началу октября реконструкция будет завершена.
О «самодеятельности» — Некоторые председатели ТСЖ сейчас утверждают, что будут включать тепло только с 1 октября. Утверждают, что такую команду им дали в администрации города…
Геннадий Зверев:
— Такой команды никто им, конечно, не давал. Распоряжение о начале отопительного сезона с 23 сентября касалось всех. Но дело в том, что некоторые председатели ТСЖ на своих жильцах экономят средства. Да, председатель ТСЖ может взять на себя такую ответственность и отсрочить наступление отопительного периода в отдельно взятом доме. Но он может это сделать, только если есть решение общего собрания. Как правило, такого решения нет.
— Как за такую «самодеятельность» будут наказывать?
Евгений Хачатуров:
— Наказать могут только жильцы — переизбрать.
Геннадий Зверев:
— Если нет решения общего собрания, то такие председатели ТСЖ несут административную ответственность за неисполнение законодательных актов, которые действуют на территории города.
О задолженности — Большая ли сейчас задолженность горожан за тепло?
Геннадий Зверев:
— Более 700 миллионов рублей в целом за услуги ЖКХ. Процентов 60 из этой суммы составляет задолженность за горячее водоснабжение и тепло. И пока эффективного механизма взимания долгов с населения нет. Законодательная база не позволяет.
По электроэнергии таких долгов нет. Там рука все время на рубильнике. Как только подачу электричества ограничивают — деньги у должников сразу находятся. Тепло же не отключишь, хотя долги растут, а собираемость падает.
Доказано, что коммунальная сфера будет привлекательна для бизнеса только, если собираемость составит не ниже 95% (два процента должников есть во всем мире). У нас же пока она не превышает 90%.
На мой взгляд, чтобы создать мотивацию платить вовремя, надо вводить штрафные санкции и разные уровни тарифов в зависимости от объемов потребления. Если выходишь за нормативные рамки — плати кратно больше! Когда в Прибалтике пошли по такой схеме, для реформы ЖКХ хватило одной ночи. Когда наутро стоимость куба воды стала 800 евроцентов — все сразу же поставили счетчики. Потому, что лучшей мотивации, чем тариф, не найдешь.
— Велик ли у нас процент тех, у кого дома стоят счетчики?
Евгений Хачатуров:
— Не более 160 домов в городе.
Геннадий Зверев:
— В новых домах их сразу устанавливают: и общие, и поквартир-ные. И в старых домах мотивация на установку счетчиков появится. Уже сейчас есть дома, где, поставив счетчики, стали платить за услуги ЖКХ на 25% меньше, поскольку усредненный норматив выше фактического потребления. Но есть и такие, где приборы не помогли. Они ведь сами по себе ничего не экономят, только считают. Надо еще утеплять кровлю, вставлять стеклопакеты, доводчики на двери.
О «предварительных итогах» — Может быть, итоги подводить рано, но что надо сделать на будущий год, чтобы избежать ошибок нынешнего?Геннадий Зверев:
— В преддверии отопительного сезона не надо принимать решение о реконструкции ТЭЦ. Само по себе решение, принятое ООО «Фортум», — хорошее, правильное, даст в будущем свои плюсы, но принято оно поздновато. Раньше, а не в момент опрессовки, надо формировать и планы капитального ремонта. При таком режиме опрессовки, как сейчас, мы заставляем сети работать в экстремальном режиме.
Азат Даутов:
— Технологии теперь позволяют проводить инфракрасную видеосъемку всего города. С точностью до 80% она покажет, где и что необходимо сделать.
— Значит, в очередной раз мы будем ждать лучшего?
Геннадий Зверев:
— Жизнь у нас такая. Мы все время стремимся что-то улучшать. Вот только бесконечно сокращать сроки запуска — невозможно. Три дня — оптимально. И потом еще недели две — регулировка. Хотя «горячие точки» все равно останутся. От «человеческого фактора» нам еще долго не уйти.
***
фото: участники встречи в конференц-зале «Тюменского курьера».