Веселье пуще печали
«Невеста обезьяны» в Тюменском театре кукол — грустная история.
Повествует она о том, что легкомыслие не приводит ни к чему хорошему. И о том, что человеку приходится отвечать за свои слова. И о том, что животное подчас лучше человека, глупого, ленивого и корыстного. И еще о том, что внешность не главное: любят не за внешность.
А может быть, она повествует о чем-то другом. Не каждый зритель уловит суть. Зато каждый поймет, что это очень-очень печальная история.
Началось все с того, что бедный крестьянин устал обрабатывать каменистое поле. В отчаянии призвал вождя обезьяньего племени Ямаичи, известного ловкостью и физической силой. В награду за помощь обещал отдать Ямаичи в жены одну из дочерей.
Бедняк не думал, что обезьяна и вправду поможет ему. Однако Ямаичи явился. Исполнил просьбу и потребовал награду. Односельчане, боящиеся мести обезьян, вынудили старика отдать младшую дочку, самую слабенькую, ни на что не годную. Вдобавок староста обязал девушку обучить обезьян человеческой осанке и походке, а также сочинению стихов. Да еще отец повелел ей хранить невинность до возвращения в деревню с женихом.
(Спектакль рассчитан преимущественно на детей, поймут ли они значение невинности, да и знакомо ли им это слово? Мне больше семи лет, обозначенных театром как нижний возрастной порог, но я не поняла, почему невеста не должна… как бы это сказать… уж и не знаю. Повеление отца никак не объяснено).
Девушка выполнила все наказы. Обезьяны научились подражать людям. Уроки для обезьян — самые живые и динамичные эпизоды спектакля. Актеры смешно изображают смену обезьяньих повадок человечьими.
Также к удачам можно отнести сцену сна, где старшая дочь бедняка — великанша, а бедняк надевает маску, и сцену со старостой, который любыми способами укрепляет свой авторитет. Но в спектакле мало фантазии. Оформление не скрашивает скуку: скудное, блеклое. Игра со светом смотрится неуместно.
Сергей Грязнов сочинил спектакль по мотивам японской легенды. Подобный спектакль он уже делал в Приморском драматическом театре молодежи. В Интернете можно найти ролик с отрывками приморской версии, из которого видно, что оформление там примерно такое же, а вот игра актеров, как ни странно, слабее, чем в тюменской «Невесте». Наши кукольники играют аккуратнее и деликатнее, чем приморские тюзовцы.
Приятно повторить, что наши молодые актеры работают отлично. Однако где спектакли, на которых они могут оттачивать мастерство? Постановки в Тюменском театре кукол все печальнее и печальнее, и не только из-за сюжетов. «Невеста обезьяны», несмотря на унылую выдумку, — почти шедевр, если сравнивать ее с постановками последних сезонов.
Напоследок коротко скажу о гастрольном спектакле омского театра-студии Александра Гончарука «Я ухожу красиво» по пьесе Ярославы Пулинович «Учитель химии». Спектакль получил приз «Надежда» на фестивале «Коля-да-plays», там его увидели ангажементовцы и пригласили к себе. Вместе с актерами и их руководителем приехала директор театра-студии Нателла Полежаева, сноха омского губернатора.
Спектакль далек от пьесы по духу и смыслу, но публике он нравится, и это не случайно: постановщики, Александр Гончарук и Анна Бабанова, учли вкусы молодежи, поймали ритм.
Это спектакль-концерт, короткие сценки на школьном дворе перемежаются вставными номерами, якобы репетицией будущего выпускного бала, в жанре синхро-буффонады. Студийцы (младшекурсники театрального отделения) копируют популярных певцов.
Видеопроекция, модные мотивчики, пародия. Все есть, ни о чем не забыли. Притом ощущение такое, что средств использовано мало, но все задействованы.
Публика узнавала типажи, смеялась и часто аплодировала. Спектакль приняли замечательно. Потому что он честный: и по отношению к актерам, пока не профессиональным, и по отношению к зрителям, в большинстве своем неподготовленным к театру.