X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Первое кольцо Тюмени

До Великой Отечественной войны Тюмень была крошечным городком районного масштаба. В предвоенные годы в ней проживало 79,2 тыс. человек (на 1.01.1939 г.).

В годы войны за счет людей, эвакуированных из зоны возможной оккупации, и беженцев население выросло в два раза. Жили очень скученно, тесно. Не было дома, в котором бы не появились постояльцы. Московская придумка — в Тюменш

После войны многие вернулись на свою малую родину, но немало людей прижилось в Тюмени и осталось тут насовсем. Власти по просьбе населения решили выделить земельные участки под индивидуальную застройку на свободных городских территориях: общественных огородах, свалках, выпасах. Часть земель взяли у колхоза «Победа», что находился в деревне Плехановой. Под застройку отдали земли вдоль современной ул. Интернациональной, Московского тракта, на Крестьянских местах, вдоль ул. Барнаульской…

Там отводили по шесть соток земли людям, работавшим в разных организациях. В итоге сформировались, как теперь их называют, «спальные» кварталы, откуда до места работы было часто далеко и трудно добраться, так как слабо развитый общественный транспорт обслуживал только центр Тюмени. Транспортная проблема требовала неотложного решения.

Какому-то, за давностью лет не известному чиновнику горсовета удалось придумать самое простое решение проблемы: устроить городское кольцо для движения пассажирского транспорта. Так проще было вывезти утром трудовой народ из «спальных» районов и возвратить вечером. Переезды через Транссибирскую железную дорогу уже были обустроены: в западной части города у аэропорта «Плеханово» и в конце ул. Колымской (теперь Мориса Тореза).

Оставалась самая малость: устроить твердое покрытие на грунтовых улицах поселка Андреевского (теперь — Калинина) — Зои Космодемьянской и Интернациональной. Улицы эти сформировались в 1940-1950-е гг. на месте старинной дороги, которая связывала Червишевский тракт с Московским, аэропортом «Плеханово» и через переезд — с ул. Бакинских Комиссаров и трактом на Ирбит и Туринск. В непогоду улицы эти были не только непроезжими, но и непроходимыми: из тюменской глинистой грязи вытащить ноги мог только здоровый и сильный человек.

В Тюмени уже работал свой асфальтоварочный завод, так что в 1958-1959 годах улицы между Червишевским трактом и «Плеханово» оделись в асфальт. Транспортное кольцо замкнулось. Автобусы пошли по ул. Республики, Колымской, Червишевскому тракту, ул. Зои Космодемьянской, Интернациональной, Аккумуляторной, Ямской, Луначарского. Несколько автобусов двигалось по кольцу в одну сторону, такое же количество машин — в противоположную.

Мне рассказывали, что вначале были автобусы «А» и «Б», двигавшиеся по кольцу навстречу друг другу. Несомненно, кто-то из тюменского городского руководства бывал в Москве, где в 1950-х -начале 1960-х гг. были трамваи «А» и «Б», двигавшиеся по Садовому кольцу. Однако, когда я в 1961-м приехал в Тюмень, автобусы кольцевого маршрута имели уже номера 41 и 42.

Да несчастье помогло

Большую помеху движению кольцевых автобусов представляли железнодорожные переезды. Их было четыре: на ул. Республики, возле перекрестка с ул. Колымской; на ул. Ямской, вблизи ул. Бакинских Комиссаров; и два — на железной дороге Свердловск — Омск.

Особенно беспокоен был переезд в конце Колымской, где автобусам приходилось долго стоять из-за работы маневрового паровоза, сортировавшего вагоны на «горке». Однажды такое ожидание закончилось трагически: в 1956-м или 1957-м (очевидцы путаются в датах) маневровый паровоз наехал на пассажирский автобус. Погибли люди…

Это печальное событие стало своеобразной козырной картой в руках городских властей, которым удалось выпросить в Москве деньги на строительство первого в Тюмени путепровода через железную дорогу. Как в присказке: не было бы счастья, да несчастье помогло.

Мостоотряд N 464, дальний родственник современного «Мосто-отряда-36», построил путепровод к 1960 году. Он был и первым железобетонным путепроводом в Тюмени. Длина его пролетов — 67,7 м. Весной 2009 г. его начали разбирать, а закончили осенью.

Пока строили первый путепровод, движение автотранспорта организовали по ул. Рабочей с выходом на ул. Горького через микрорайон Сараи. Там временно оборудовали новый переезд через железную дорогу, где не было станционных путей.

В 1990-е годы в Тюмени прибавилось транспорта, и этот путепровод устарел морально и физически, стал главным местом транспортных заторов — так называемых «пробок». Опять же на московский манер его стали называть «горбатым мостом».

В обиходе горожане называли его «мост у «Стрелы» — по названию ресторана, располагавшегося в доме N 1 по ул. Революции. Ресторан в начале 1990-х закрыли, помещение используется под магазин.

В конце концов, областные и городские власти решили построить новый путепровод с более сложной системой связи его с соседними улицами по обе стороны железной дороги. На публичном конкурсе проектов победила московская фирма «Мост», она и строила новый путепровод в течение 2006-2009 гг.

Конструкция путепровода сложная, там много спусков на соседние улицы, под ним проходит параллельная железной дороге ул. 50 лет ВЛКСМ, переходящая в ул. Запольную. Из-за этих спусков на путепроводе не нашлось места для пешеходных тротуаров, вместо них построены четыре подземных перехода и один надземный — через железнодорожные пути.

После постройки путепровода, который журналисты «Тюменского курьера» в своих репортажах называли «Стрела», резко улучшился пейзаж в его окрестностях: снесены деревянные избушки постройки начала XX века на половине длины ул. Мориса Тореза, практически исчезли ул. Донская, Строителей, Омская, Попова, Базинская (от них остались единичные дома), сократилась ул. Запольная, исчезла часть территории прежних товарных баз облпотребсоюза. Сразу на передний план выдвинулись новые многоэтажные дома бывшего «темного» микрорайона Тюмени — Сараев. Исчезла кривизна ул. Мориса Тореза и Революции, так что путепровод в самом деле сделал эти улицы ровными, как стрела.

Судьба кольца

В начале 1970-х гг. пассажирское движение на кольце было усилено прокладкой троллейбусных линий: вначале от завода медоборудования до краеведческого музея, потом, после постройки земляного моста в 1975 г. на ул. Чернышевского, троллейбусы пришли в Затюменку, к Дому обороны, а позже добрались и до электромеханического завода на ул. Авторемонтной. Вторую ветку троллейбусных путей проложили по ул. Мориса Тореза, Зои Космодемьянской и Интернациональной до аэропорта «Плеханово».

Получился почти замкнутый троллейбусный круг: этот вид городского транспорта не преодолел только железнодорожного переезда у «Плеханово» — потому, что осенью 1980-го его закрыли в связи с постройкой на объездной дороге путепровода «Западный». Туда продлили ул. Интернациональную. Переезд у «Плеханово» в те годы фактически уже не мог пропускать городской транспорт из-за очень плотного графика движения поездов на железной дороге: активно осваивали тюменский Север, везли туда со всей страны по «чугунке» всевозможные грузы, необходимые для добычи и транспортировки нефти и газа. Едва успевали закрыть переезд для пропуска поезда в Тюмень, как уже другой выходил из Тюмени. И опять автомобили вынуждены были или долго ждать здесь, или возвращаться на «горбатый» мост…

Было много проектов по строительству путепровода у аэропорта «Плеханово». Одни предлагали сделать его наземным, но тогда получался очень крутой спуск и подъем на ул. Аккумуляторную. Другие предлагали устроить подземный переезд не у аэропорта, а ближе к городу, у магазина «Маяк», с выходом на ул. Белинского, где железная дорога проходит по высокой насыпи. Все это стало ненужным после постройки «Западного» путепровода на «большом кольце» Тюмени.

После закрытия переезда кольцо выгнулось в сторону «Западного» путепровода, и здесь у него оказалось три въезда в город: по ул. Авторемонтной, Рощинскому шоссе и ул. Институтской и Барнаульской.

… Такова полувековая судьба первого тюменского пассажирского транспортного кольца. Были годы, когда говорили: «Поехал по кольцу». Теперь уже так не говорят.

***
фото: сегодня на улице Бакинских комиссаров;внизу — рощинская трасса начинается от Дома обороны

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта