Замкнутый круг автостоянки
Оказывается, чиновники, вынуждающие владельцев автостоянок заключать договор аренды только на 11 месяцев, нарушают постановление главы города, принятое еще год назад.
Спор между владельцами платных автостоянок и департаментом земельных ресурсов вышел за рамки обычного земельного дела.
Ситуация, сложившаяся в городе с парковками, никого не радует. Ни городские власти, которые давно ставят вопрос ребром о за-силии транспорта во дворах. Ни самих горожан, которые вынуждены терпеть машины под окнами и смотреть, как губятся газоны и детские площадки. Ни владельцев автостоянок, несущих убытки…
В департаменте земельных ресурсов предприняли попытку разобраться в происходящем. Выслушать хотя бы одну из сторон — арендаторов земельных участков, занятых под платные автостоянки. Провели заседание «круглого стола» в расширенном составе, с участием специалистов департамента, управ, управления по потребительскому рынку, служб заказчика по благоустройству.
Проблема оказалась глубже, чем виделось первоначально. Хотя специалисты отдела муниципального контроля за использованием и охраной земель предварительно ее изучали. Накануне они организовали рейд по всем девяносто четырем действующим в городе платным стоянкам, оценив их с точки зрения правил благоустройства и заключенных договоров аренды. Проверяли пункты охраны, состояние твердого покрытия, наличие биотуалетов и общую «умытость» стоянки.
С точки зрения внешних показателей, все округа, как сестры, получили равное количество «серег»: Центральный, Ленинский и Восточный — по шесть-семь «хорошо» и «отлично», только Калининский — 13. Ровно — по три-четыре на округ — распределились и «неуды».
К такому контролю сами предприниматели отнеслись скептически, назвав его «вчерашним днем». Благоустройство, считают они, — лишь верхняя часть айсберга. Корни проблемы кроются в сложившейся системе получения разрешений на использование земельных участков под временные сооружения (к таким относятся и автостоянки).
— Вы все поставили с ног на голову, — горячился один из тех, кто занимается подобным бизнесом. — Как можно вкладывать миллионы в благоустройство, если договор аренды заключают только на 11 месяцев? На такой срок нет смысла рисковать своими кровными. Инвестировать средства, чтобы завтра у тебя все отобрали? Был у меня пустырь загаженный, я сделал из него конфетку, а мне говорят: посмотрим, продлить тебе договор или нет? Это порочная практика. Нигде в нормативно-правовых актах не заложено нормы, что договор на временные сооружения продлевается только до 11 месяцев.
— А что это за фраза «договор является законченным»? — беспокоился другой владелец стоянки. — Не будет ли это предметом спора в конце года?
Не менее эмоциональным, хотя и более конструктивным, был Александр Кильтау, владелец автостоянки предприятия «Арт-проект».
— Сейчас не оценки надо давать, а вносить предложения. Может быть, в Тюмени стоит использовать московский и питерский опыт. Там ТСЖ дали право штрафовать «чужие» машины за стоянку во дворах. Использовать муниципальный эвакуатор для изъятия припаркованных автомобилей во дворах — предложение слабое. Эвакуаторы и с улицы увозить всех нарушителей не успевают. Да и какие у них есть причины эвакуировать машины из дворов? Какие правила дорожного движения автовладельцы нарушают?
Вряд ли удастся решить проблему и за счет многоярусных паркингов. Слишком дорого обходится одно машино-место. Хотя, считает Киль-тау, в Тюмени желающие на такие парковки найдутся. Он бы договорился с банком, взял кредит, нашел инвесторов… Но начинать строительство, имея на руках договор сроком менее 12 месяцев, — безумие. Вот если бы землю давали не меньше чем на пять лет…
— Ни один человек в здравом уме при таких условиях аренды не станет рисковать, — поддержал коллегу Александр Гринбург, владелец предприятия «Фотон-сервис». — Три года назад я пять миллионов в свою стоянку вложил и до сих пор не могу «отбить» свои деньги.
Стоило бы поставить вопрос о снижении ставки арендной платы за землю под этими объектами или хотя бы предусмотреть компенсации арендатору в случае изъятия земельного участка. Ведь многие автостоянки стали социальными объектами. Потребность в них велика: вместимость существующих — около 23 тысяч машино-мест, а автомобилей в городе — более 200 тысяч.
Ввести налоговые послабления предлагал Николай Бощенко (стоянка ООО «Козерог») — хотя бы частичные, на ту территорию, которая не используется под производственные нужды, не приносит дохода. На его стоянке, например, из двух тысяч «квадратов» 1100 под цветниками, деревьями и кустарниками. А с промышленных зон и с зон благоустройства налог взимается разный.
К сожалению, разделить такие «вкрапления» невозможно, посетовал директор департамента земельных ресурсов Александр Кряхтунов. Территория облагается налогом целиком, согласно утвержденным границам, а не по частям.
Свои предложения предпринимателям предложили оформить письменно. Вот только энтузиазма к концу встречи на их лицах не читалось. Главный вопрос: «Почему 11 месяцев?» — так и остался без внятного ответа. Объяснения Валентина Кузьмина, начальника отдела муниципального контроля, что такой короткий срок должен только дисциплинировать владельцев автостоянок, стимулировать их к выполнению всех пунктов договора, вызвал раздражение у предпринимателей. Похоже, их доводов в департаменте земельных ресурсов так и не услышали.
А ведь администрация города еще в октябре 2008 года приняла постановление 130-пк о внесении изменений во «Временные положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности». Согласно этому документу формулировку «до 12 месяцев» заменили словами «до трех лет». Но эту, казалось бы, вполне очевидную формулу в департаменте земельных ресурсов решили трактовать по-своему. Вдобавок с предпринимателей стали требовать «согласованный проект» объекта (о котором в самом договоре, кстати, ни слова не сказано).
И получился замкнутый круг…
Сложившуюся ситуацию прокомментировал первый заместитель главы администрации города Андрей Голоус. По его мнению, у предпринимателей должны быть гарантии, что они могут спокойно работать. Поэтому срок действия договора должен быть три года. Соответствующие изменения специально внесли в постановление администрации Тюмени еще в прошлом году, когда кризис только начинался.
— У нас и у частных предпринимателей, по сути, одна цель — создать в городе условия для нормальных и цивилизованных мест парковки, — сказал Андрей Вячеславович. — И критерии оценки при принятии решений должны быть понятными. Главное — удобство для жителей и возможность эффективной работы для бизнеса. Не надо думать, что только частные предприниматели нам всем обязаны. Муниципальная власть тоже имеет свои обязательства. Это значит, что малому бизнесу надо не мешать, а создавать благоприятные условия для его успешной работы.
***
фото: