X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Банк уполномочен умолчать

Средняя ставка по потребительским кредитам в банках УрФО выше, чем в среднем по России.

По словам министра регионального развития Виктора Басаргина, банки УрФО даже поставили своеобразный всероссийский рекорд, загнув такую ставку по кредитам, которая превышает все разумные пределы. Своим клиентам они предлагали взять у них денежные средства под 50 и более процентов годовых. Басаргин назвал такой сервис «беспрецедентным случаем». Но это лишь малая толика того, что предлагают кредитные организации своим заемщикам. Полбеды, если бы только процент был высок, беда в том, что общий сервис и квалификация банковских сотрудников — низкие.

Уследить за происходящими в этой сфере метаморфозами «среднестатистическому» человеку очень трудно. Банки уходят, приходят, объединяются, разъединяются, передаются под «крыло» других хозяев, меняют названия, реквизиты, обличия. Может, для простого потребителя все эти организационные процессы не имели бы никакого значения, если бы они не вносили путаницу в ту систему, которая призвана быть оплотом стабильности. Конечно, клиенту все равно, как выглядит табличка при входе, ему важнее денежные отношения с банком, а не то, как он выглядит и называется. Но жизнь показывает, что каждая мелочь в сфере финансов может вылиться в большие неприятности, если не придать ей значения.

Для примера рассмотрим, как изменилась за последние несколько лет система выдачи потребительских кредитов. Казалось бы, с течением времени она должна совершенствоваться, то есть упрощаться, быть оптимальной, понятной, удобной и «прозрачной».

А что происходит на деле? Если лет пять назад большинство банков выдавали кредиты своим клиентам в день рассмотрения и через свою собственную кассу, то теперь система стала настолько сложной и запутанной, что создается впечатление обмана потребителя.

Как банкам и предписывали, они стали показывать своим потенциальным заемщикам, из чего складываются процентные ставки по кредитам. Но этот винегрет из цифр, указанных в договорах, настолько многокомпонентен, что их способен переварить, да и то не сразу, только юридически и экономически подкованный человек. Все эти проценты за обналичивание, за открытие, за обслуживание плюс ежемесячные и годовые ставки, размер которых меняется в зависимости от продолжительности выплат. Можно, конечно, пропустить все это мимо ушей, особенно, когда ситуация подпирает. Подписываешь документ (все равно с ним не поспоришь) — и с плеч долой. Только, оказывается, ваши мытарства на этом не закончатся.

Банки придумали еще один способ «честного отъема денег». Хитрые умы придумали систему, которая выходит за рамки подписанного вами договора. И всю ее прелесть вы почувствуете, как только пойдет искать банкомат, который должен выдать вам, согласно полученной кредитной пластиковой карточке, долгожданный кредит.

Во-первых, наберитесь терпения. В тот же час после подписания договора денег вам могут и не дать. Походите часик-другой где-нибудь в магазине, предложат вам банковские работники, а потом проверьте, поступили ли средства на карту.

Во-вторых, список банкоматов может не соответствовать действительности. То есть аппарат в этом месте может и стоять, но быть, к примеру, не рабочим, или временно не обслуживаемым, или неподключенным, или, в результате слияния банков, еще «недействительным».

В-третьих, в банке благоразумно умолчат, что снимать свои деньги вам придется с массой трудностей и неудобств. Например, в некоторых банкоматах за снятие денег с карточки вы дополнительно заплатите еще 6 процентов. Причем «комиссию» придется платить несколько раз, поскольку аппарат выдает не больше, чем по шесть тысяч рублей за один прием. Представьте, сколько придется куковать возле него, если ваш кредит превышает эту цифру! К тому же, вы, безусловно, испытаете сложные чувства, когда узнаете, что всю сумму до копеечки вы так и не получите. Ее «хвостик», который не вписывается в финансовые возможности банкомата, будет на время подарен банку (нигде в договоре не сказано, куда будет зачислен остаток).

Если на этом «кредитные приключения» закончатся, считайте, что вам еще повезло. А то ведь банк может оставить за собой и другие права. Например, наказать своего примерного плательщика за досрочное погашение кредита. А может, наоборот, применить свою силу, если сочтет, что вы неплательщик.

В общем, отношение банковской машины к своим клиентам часто по-прежнему напоминает отношение средневекового ростовщика к тем, кому он дал деньги под проценты. До швейцарской вежливости и сервиса многим нашим банкам еще далеко. Они все еще считают, что это мы зависим от них, а не они от нас.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта