Контроль, скрытый и явный
«Ага!» — торжественно восклицает автомобилист, заприметив вдруг инспектора ГИБДД, как ему кажется, где-нибудь «за кустом».
Почему-то именно пункт о скрытом и открытом контроле за дорожным движением нового административного регламента о взаимоотношениях сотрудников ГАИ и участников дорожного движения вызвал особый резонанс в СМИ и среде автолюбителей.
Как объяснил командир специализированного батальона ДПС оперативного реагирования У ГИБДД ГУВД области Дмитрий Ноговицын, в новом регламенте, действительно, прописаны несколько пунктов — 43-й и 44-й, гласящих, что контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме. Именно эта «скрытая форма» и стала объектом скепсиса многих водителей.
Но, по словам Дмитрия Викторовича, в узаконивании этого положения нет ничего предосудительного и неожиданного. Необходимость прописать этот пункт официально возникла в связи с большим количеством жалоб, поступающих от граждан. Дескать, «выскочили, остановили, оштрафовали». Вот только почему-то вопрос о правонарушении, имеющем место (вне зависимости, откуда и кто «выскочил»), речи обычно не идет. Вся вина списывается на «подкараулившего» инспектора.
Пункт 44-й имеет свое уточнение: «естественные и искусственные укрытия» могут использоваться только при осуществлении контроля за движением с использованием средств фиксации нарушений ПДД. А о том, что такие технические средства (например, видеофиксатор «Арена») могут быть замаскированы, говорилось ни раз и до вступления в силу нового регламента. Вот и выходит, что инспектор с таким приборчиком (но уже в руках, а не на треноге) тоже может использовать разные там укрытия, чтобы получить представление о реальной ситуации, складывающейся на участке патрулирования.
Однако это никак не связано с так называемыми «засадами», которые раньше действительно в обилии встречались, например, на загородных трассах. Этот же, 44-й пункт за сим запрещает применение со стороны сотрудников ГИБДД действий, «влекущих ограничение видимости участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля». Тем самым исключая возможность появления на федеральных дорогах нелегальных постов ДПС, то есть «не при исполнении».
Другой вопрос в том, что прибор фото- и видеофиксации может находиться и внутри патрульного автомобиля. Сейчас таким прибором «Радис Кадр-1» оснащены практически все экипажи. В этом случае машина ДПС ставится на обочине вдоль дороги, что делает ее тоже менее заметной… Однако не невидимой.
Собственно, вот… Приходится свыкнуться с мыслью, что навигаторы, определяющие расположение всех постов ДПС на дорогах, в повседневное пользование войдут еще не скоро, и начать понемногу соблюдать ПДД. Не для инспекторов ГИБДД, а чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения от необратимых последствий.
***
фото: