Дело на перспективу
Чтобы начать свой семейный бизнес, лучше… его не начинать.
Точнее, не начинать его, пока не просчитаешь все плюсы и минусы, не рассмотришь все варианты. Помощь в этом могут оказать две межведомственные программы — по выходу на самозанятость и самообеспечение, которые реализуются в Тюмени и Тюменской области. Первая начала действовать только в этом году, а вторая — три года назад.
Несмотря на схожесть названий и общность конечной цели, они пытаются решить жизненные проблемы разных категорий людей. «Самообеспечение» как программа, созданная раньше, призвана бороться с извечным российским злом — бедностью. Вытаскивать из-за этой черты те семьи, которые бьются-бьются, а обеспечить себя и своих детей нормально не могут. Как ни стараются, только сводят концы с концами. Но желание работать и зарабатывать у них есть, как и идеи, как это можно было бы сделать. Да только стартового капитала, необходимого для любого начинания, нет и в помине. В такой ситуации они как раз и могут обратиться за финансовой помощью в программу «Самообеспечение».
Конечно, менять свою жизнь страшно — пусть плохонькая, но устоявшаяся. И каждый участник, который рискнул принести свой бизнес-план в эту программу, испытывал, наверное, чувство мучительного сомнения: «А вдруг не получится?» И, тем не менее, по словам Ольги Кузнечевских, директора департамента социального развития Тюменской области, за три с половиной года в эту программу в области включилось более 52 тысяч малоимущих семей. Средний размер адресной помощи составил около 35 тысяч рублей.
Родная сестра этой программы, но не программа-близнец, — «Самозанятость». Она родилась, как часто рождается второй и более поздний «ребенок», с прицелом на конкретную ситуацию. Когда программа-минимум уже выполнена, а максимум еще не достигнут.
«Самозанятость» разрабатывали в помощь людям, оставшимся без работы в условиях разразившегося экономического кризиса. Иногда даже ее называют «программой белых воротничков», работников, с одной стороны, наиболее пострадавших при сокращениях, а, с другой, наиболее компетентных в юридических и финансовых вопросах. Поэтому и изначальный контингент заявителей тут несколько другой.
Чтобы получить право на участие в программе, необходимо выполнить как минимум два условия: быть зарегистрированным в центре занятости как безработный, а в налоговой инспекции — как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такие непростые, не всегда и не всем понятные правила игры иногда отталкивают от нее возможных претендентов. Хотя игра стоит свеч — сумма предоставляемой помощи здесь составляет уже более 58 тысяч рублей. И, по информации департамента социального развития, с начала года межведомственной комиссией принято решение о предоставлении этой единовременной выплаты 974 жителям области, в том числе 94-м — из Тюмени. Причем за последние три месяца число желающих включиться в эту программу резко возросло. Специалисты департамента принимают сейчас в неделю от 30 до 60 заявлений.
По мнению Ольги Кузнечевских, участие в названных программах — самый выгодный вариант обеспечения своей семьи на долгосрочную перспективу. Когда твое благополучие и благополучие твоих детей находится в собственных руках, ты чувствуешь себя более независимым и от человеческого, и от экономического фактора.
Конечно, обольщаться и полностью полагаться на бюджетную помощь нельзя. Во-первых, как говорит Ольга Кузнечевских, отказы, хоть и редко, но бывают. Комиссия, конечно же, оценивает реальность предлагаемых проектов, возможность их реализации данным человеком и в данной местности. Приоритет здесь отдается молодым: считается, что у них больше перспектив роста.
Хотя интересные проекты предлагает не только молодежь.
Ограничения по участию в программах могут быть связаны и с фактической занятостью претендента (решили, например, студенты взять пять гектаров земли, чтобы высаживать там картошку на продажу, а им отказали). И с получением всевозможных единовременных выплат и льгот. И тем более, если в комиссию предоставляются «липовые» справки (были и такие случаи).
Те, кто сумел преодолеть все эти бумажные дебри и собственные страхи, обычно бывают вознаграждены за свои труды. По словам Ольги Кузнечевских, 90% участников этих программ получили от своей деятельности доход. 20% из них сняли с учета как малообеспеченные семьи. Даже то, что им, наконец, удалось избавиться от этого статуса, — уже большой шаг вперед.