Юность пришлась на войну
«Молодые фронтовики» — так называют себя бойцы двух армейских призывов ноября 1943-го и марта 1944 года.
Самый последний — призыв 18 октября 1944-го — в большинстве своем в боях не участвовал, за исключением кратковременной войны с Японией… Ахмет Галимов относится к их числу.
— 21 июня 1941-го я отмечал свое пятнадцатилетие в нашей большой и дружной семье, а всего через несколько часов после этого пришло известие о нападении фашистов, — вспоминал Ахмет Галимович 68 лет спустя в редакции нашей газеты.
Подросток из деревни Курманово под Челябинском заменил старшего брата Карима за рычагами колхозного трактора «Сталинец-6». Два года он убирал урожай, работал круглыми сутками и мечтал отправиться в бой с гитлеровцами, чтобы заменить старшего брата, пропавшего без вести.
Час наступил для юного призывника в марте 1944-го. Из полевого лагеря в Чебаркуле его отправили в недавно освобожденный Харьков учиться на артиллериста. Рядовой Галимов стал наводчиком 152-миллиметровой гаубицы, а 6 июня, как раз в день открытия союзниками второго фронта в Нормандии, отправился на передовую.
— Первую бомбежку я пережил под Тернополем. Под Львов нас не пустили, о чем мы, молодые, очень жалели. Все боялись, что без нас немцев победят…
Однако до победы было еще далеко. Первый залп по врагу наводчик шестидюймовки 92-й тяжелой гаубичной бригады разрушения дал на Сандомирском плацдарме. Там же разрывом вражеского снаряда его засыпало землей и тяжело контузило.
— Пришлось в госпитале поваляться, откуда я сбежал в родную батарею, как только оклемался, — вспоминает ветеран.
Бригада, в которой служил Ахмет Галимов, входила в состав 17-й артиллерийской дивизии резерва Верховного Главнокомандования и на завершающем этапе войны действовала на 1-м Украинском фронте. Бои в Германии отличались ожесточенностью.
… 28 апреля 1945-го в немецком городе Виттенберге старший лейтенант Булышев и рядовой Галимов отправились на поиски помещения для штаба дивизиона.
— Подыскали добротный особняк. В нем — ни души. Внезапно в комнате появилась женщина с пистолетом в руке. Я опередил ее на доли секунды, ранив в руку выстрелом из трофейного парабеллума. Она оказалась женой немецкого офицера и хотела убить моего командира, — вспоминает Ахмет Галимович.
За спасение командира бойца наградили орденом Славы III степени.
А 30 апреля 1945-го артиллеристы гаубичной бригады ударили прямой наводкой по Берлину, а еще через два дня столица третьего рейха капитулировала.
— День Победы праздновали бурно, но последний бой с блуждающими немцами приняли аж 16 мая, неподалеку от австрийского города Кремса. Только после этого наступила особенная, ни с чем не сравнимая тишина…
После Победы «молодые фронтовики», призванные в 1943-1944 годах и уцелевшие в огненном пекле, служили в армии и на флоте еще долгих пять лет. Старший сержант Галимов заканчивал службу в знаменитой Таманской дивизии. Ему дважды довелось участвовать в парадах на Красной площади.
Лишь в октябре 1950-го фронтовик снял погоны. Устроился в горячий цех Челябинского тракторного завода и поступил заочно в энергетический техникум. Работал в «закрытом» Челябинске-45, а затем перебрался в Курган на ТЭЦ. Из Кургана инженер-энергетик Галимов отправился в Тюмень в служебную командировку.
— ТЭЦ работала на торфе. Котел запустили быстро, а с турбиной помаялись, но и ее ввели в строй 17 ноября 1960 года. С той поры я и прикипел к Тюмени.
Только в 2001 году Галимов ушел на пенсию, отдав местной энергетике почти полвека своей жизни. Сейчас неутомимый и энергичный фронтовик пишет книгу о тюменских энергетиках.
***
фото: Ахмет Галимович Галимов, июль, 2009 год.