ФАС уполномочен заявить
В августе вступили в силу изменения в закон «О защите конкуренции». За ценовой сговор теперь можно получить шесть лет тюрьмы, а ошибка госслужащего может стоить ему высокого штрафа и дисквалификации.
За комментариями мы обратились к начальнику Тюменского управления федеральной антимонопольной службы Дмитрию Шалабодову.
— Нами рассмотрено несколько заявлений от страховых компаний по поводу нечестных методов, к которым прибегли их конкуренты для победы в конкурсах, — рассказывает Дмитрий Валерьевич. — Это касается, в первую очередь, компаний, работающих по ОСАГО. Известно, что тарифы на обязательное страхование гражданской ответственности утверждены постановлением правительства РФ. Значит, при проведении конкурса страховые компании должны предоставлять одинаковые ценовые предложения, а на торгах конкурировать по качеству услуг, предоставляемых ими. Но они демпингуют (резко снижают цены) — а это и есть недобросовестная конкуренция.
Еще одно направление работы тюменского УФАС, — сказал Шалабодов, — контроль за органами власти и органами местного самоуправления. Антимонопольной анализируют соглашения, которые заключаются с хозяйствующими субъектами, нормативные и ненормативные акты, которые принимаются органами власти, а также действия госслужащих.
— Ведь можно руководить хозяйствующими субъектами и без соглашений, просто вызывать руководителей и диктовать, что они должны делать, — поясняет Дмитрий Валерьевич.
— А как узнать о таких нарушениях?
— Нам могут сообщить руководители предприятий, против которых эти действия были совершены. И если раньше, до 23 августа, за это не было предусмотрено никакой ответственности, а был просто запрет, что органам власти нельзя производить действия, которые ограничивают или могут ограничить в будущем конкуренцию, то сейчас предусмотрена административная ответственность для должностных лиц, для губернатора, для главы муниципалитета и даже для председателя Думы. В соответствии со статьей 14.9 закона, за действия, которые привели к недопущению или ограничению конкуренции, на должностных лиц налагается штраф от 15 до 30 тысяч рублей. А если эти нарушения допускаются повторно, то штраф увеличится — от 30 до 50 тысяч рублей, либо последует дисквалификация на срок до трех лет.
— Что для монополиста 50 тысяч, если он хочет вытеснить конкурентов!
— Это штрафы для должностных лиц, допустивших нарушения закона о конкуренции. Что же касается злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, для них штрафы колоссальные — до 15% годовой выручки предприятия. Последний, который мы наложили на «Юнимилк»,
— 46 млн. рублей. Выявлены согласованные действия. Крупные компании разбили рынок по определенным дилерам, координировали деятельность, согласовывали цены. Ведь цены могут быть не только монопольно высокими, но и монопольно низкими, с которыми мелкий предприниматель не сможет конкурировать.
-Для чего монополисту искусственно снижать цены, ведь при этом он сам понесет убытки?
— Чтобы выдавить с рынка конкурентов. Монополисты рассуждают так: можно некоторое время понести убытки, зато потом компенсировать их, кратно увеличив цены. К примеру, крупная компания, занимающаяся не только предоставлением доступа в Интернет, но и международной, междугородной, внутризоновой связью, имеет возможность внутреннего перекрестного субсидирования одного вида деятельности. Сейчас как раз такая ситуация происходит на рынке Интернет-услуг- все абоненты начинают переходить к одному оператору, который снизил цены почти на 80%.
— О таких случаях вы тоже узнаете от пострадавших?
— Да, мы работаем по заявлениям граждан или юридических лиц.
— Одна из задач ФА С — контролировать размещение государственных заказов. Часто ли фиксируете нарушения?
— С начала года мы рассмотрели 456 жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков от участников конкурсов, заявки которых были по каким-то причинам отклонены. Примерно 40% жалоб на федеральных заказчиков оказались обоснованными, по муниципальным заказчикам — около 70%, и по областным — около 20%. Если говорить в целом по России — в среднем 55% жалоб признаются обоснованными.
— Получается, чаще всего нарушения допускают муниципалитеты?
— Это связано с непрофессионализмом членов конкурсных комиссий. Закон о размещении заказов довольно сложен, и не все его досконально знают. Мы периодически проводим учебу, но закон часто меняется. Причем изменения вносятся объемные. Тем не менее, муниципалитетам придется вплотную заняться повышением уровня подготовки членов конкурсных комиссий, потому что с 2010 года вводится норма — хотя бы один специалист должен быть профессионально обучен на курсах по размещению муниципальных и госзаказов.
— Какая ответственность предусмотрена за нарушение закона о размещении госзаказа?
— В этом году впервые введена административная ответственность за не размещение заказов между субъектами малого предпринимательства — штраф до 50 тысяч рублей. Это сделано, чтобы поддержать развитие малого и среднего бизнеса.
Еще одна знаковая статья — об ответственности за несвоевременный возврат средств, внесенных в виде залога. Если задержка составит менее трех дней, должностному лицу грозит штраф 5 тысяч рублей, а юридическому -30 тысяч. Если более трех дней -15 и 90 тысяч рублей соответственно.
— Недавно специалистами вашего управления рассматривалось дело о сговоре на торгах. Объясните, для чего предприятия, допущенные на аукцион, вступают в сговор?
— Чтобы не торговаться, а получить государственный заказ на максимальную сумму. Мы возбудили два дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении четырех строительных компаний Тюмени. Подобные сговоры ведут к сокращению экономии бюджетных средств, ведь основной принцип, заложенный в аукционе, — снижение цены контракта, для того, чтобы обеспечить экономию. Мы совместно с прокуратурой области провели анализ, выстроили математическую схему и сделали вывод — для этого даже не нужно прямых доказательств или каких-то письменных подтверждений. Закон позволяет привлечь к ответственности и на основании косвенных доказательств. Сейчас мы обращаемся ко всем компаниям, которые занимаются подобными не правовыми действиями, чтобы они пришли в управление антимонопольной службы с повинной. Тот, кто придет первым, будет освобожден от ответственности.
-Думаете, придут?
— У нас один банк уже сдался!
— Неужели испугались штрафов?
— 15 процентов от оборота деятельности — такой штраф может довести предприятие до банкротства.
-Дмитрий Валерьевич, почему кризис в Америке и Европе привел к снижению цен на продукты питания и товары широкого потребления, а у нас они даже выросли?
— Это говорит о том, что конкурентный рынок по многим отраслям у нас не сформирован. На западе цены упали, потому что в нормальной рыночной экономике снижение спроса на товар ведет к снижению цены. У нас же производители готовы снизить выпуск товаров, но не их стоимость. Нет борьбы за покупателя. Есть и второе объяснение: покупательский спрос не снижается, значит, нет смысла снижать цену. Если, несмотря на кризис, люди продолжают покупать товары, значит, цена их устраивает.
— С этим трудно согласиться, особенно если дело касается товаров первой необходимости и продуктов питания…
— Мы регулярно проводим мониторинг цен… На данный момент нарушений не зафиксировано.
— По итогам работы за прошлый год Тюменское антимонопольное управление было признано лучшим в УрФО. Можно ли сделать из этого вывод, что в нашей области конкуренция выше, чем в других регионах?
— Не могу утверждать, но если компания, уличенная нами в нарушении закона, исполняет выданное ей предписание и прекращает противоправные действия, это способствует развитию конкуренции.
— А если не исполняет?
— Обязана исполнять, иначе на руководителя будет наложен штраф и дисквалификация. А в соответствии с новыми поправками в закон, трижды нарушивший антимонопольное законодательство, может быть привлечен к уголовной ответственности и наказан лишением свободы до 6 лет.