Бабочка на штанге
Последняя сказка
Начало в NN123-160.
После ужина я понял, что отчаянно хочу спать, и свалился на тахту, не раздеваясь. Это называлось: «Мама я полежу немножко вот так, а потом улягусь по правилам…» Иногда «по правилам» наступало под утро…
Я не успел уснуть. Тихонько отъехала дверь и на пороге возникла Лерка. В отражении закатного солнца, которое бросало лучи от застекленной полки на потолок. В длинной ночной рубашке, с расчесанными волосами.
Тоже мне вечерняя фея…
— Чего тебе?
Лерка на цыпочках подошла к тахте и улеглась рядом со мной. Облапила меня за шею. Так бывало раньше, когда я звал ее (не часто, правда), чтобы почитать перед сном сказку. Сейчас она уткнулась носом в мое плечо и тепло подышала в него. От ее волос пахло сосновой корой.
— До чего бестолковая, — сказал я. — Умчалась куда-то… Я тебя хлопнул шутя, а ты…
— Ага, шутя… До сих пор чешется…
— Не ври давай… А зачем ты полезла в тот сарай?
Конечно, она сама не знала -зачем? От обиды, вот и все… Она опять подышала мне в плечо. Я погладил ее по волосам.
— И долго ты собиралась там сидеть?
— Пока не снимут замок… Я ведь не знала, что дядька запрет за мной дверь…
— Решила, что он это тебя запер?
— Ничего я не решила, сидела, вот и все…
— А если бы пришлось всю ночь?
— Ну и что? — у нее проросли прежние колючки.
— Померла бы от страха.
— И нисколечко не померла бы. Там не страшно, потому что мальчик…
— Какой мальчик? Где?
— Там… Смотришь на него, и с ним хорошо.
— Значит, он остался в сарае? Мы его заперли?
— До чего ты непонятливый, -вздохнула она. — Он и был там запертый. Он же не настоящий мальчик, а портрет. Из дерева. На него солнце падало из дыры. А он улыбался…
Каких сил мне стоило не рвануться с тахты в тот же миг! Я проводил Лерку до ее постели.
— Мама, я сбегаю к Чибису. По срочному делу…
— Что за дела на ночь?!
— Вновь открывшиеся обстоятельства… — я запихивал в карман на шортах фонарик.
Мама сказала, что уж сегодня-то все эти обстоятельства точно отправят ее в палату реанимации.
— Аркадий, обуздай его!
— Клим, в самом деле…
— Мама-папа, я скоро!..
Улыбка
Я не стал сразу звонить Чибису. Решил разведать сначала: где там этот портрет? (А был ли мальчик?) На ходу обругал себя: вот балда, забыл расспросить Лерку как следует: где именно этот мальчик, в каком углу? Но теперь было поздно возвращаться — я опять, шипя от укусов, пробирался между грядок. Звякнул цепью и снова помахал хвостом Тушкан. Будто подтверждал, что хозяин дрыхнет и бояться нечего. Вот и дверь. Я снова дернул замок, потянул на себя скрипучие доски.
В сарае было темнее, чем раньше. Солнце уже не лезло в щели, оно спряталось за крыши и заборы Городища. Я включил фонарик. Повел широким лучом по углам. Рухлядь всякая, дрова, ящики… Где тут сидела Лерка? (Сидела и «пела»…) Наверно, вон там, на щелястой бочке, под пробитой в стене отдушиной. Скорее всего, именно в эту дыру падали вечерние лучи и высвечивали маску… Я пробрался к бочке. Сел на нее. Уперся светом фонарика в стену напротив… Охнул, испугался немного и радостно обмер.
Мальчишечье лицо выступило из сумрака. Темное, будто загорелое. Со знакомой улыбкой.
Я не сразу схватился за маску. Посидел, привыкая к счастью находки. Потом подошел. Дерево было шероховатое, с мелкими щелками, но улыбка — живая. Та самая…
И у меня внутри была улыбка. Ответная.
— Агейка, привет…
Маска не была прибита или подвешена. Просто застряла среди всякого барахла — между сваленными у стены поленьями, палками, кривым фанерным ящиком, прислоненной к дровам доской, дырявым чемоданом. На уровне моего лица. Видимо, ее бросили сюда, не рассмотрев. Я нагнулся, уперся в доску локтем. Доска шевельнулась, локоть сорвался, фонарик выскользнул из пальцев. Упал, стукнулся и погас.
Вот нечистая сила! Ищи теперь!
Я вытащил мобильник, включил дисплей. И, прежде чем окунуться в поиски, снова высветил Агей-кин портрет. Свет был жиденький, не то, что у фонарика, но улыбка была прежняя. Агейкино лицо словно светилось само по себе…
Вдруг мобильник шевельнулся в ладони и заиграл. В первый миг я подумал — это мама: «Куда ты пропал?» Но ведь это был не привычный дребезжащий вызов! Это…
Ветер запутался в мокрой листве,
Капли дождя загорелись в траве.
Солнечный свет…
Мобильник проиграл куплет дважды и притих.
Я не очень удивился такому подарку. Много уже было удивительного и без того. Я сказал:
— Спасибо, Агейка…
Нагнулся, нащупал у ног фонарик. Он не захотел включаться. «Ну и фиг с тобой». При свете экранчика я расстегнул рубашку, осторожно взял маску (совсем не тяжелую) и спрятал за пазуху. Обратной стороной к груди. Маска прильнула к телу — будто при-магнитилась. Можно было даже не придерживать. Выбрался из сарая, с огорода, из лога. И бегом пустился на улицу Тургенева, в скверик. Позвонил:
— Чибис, выйди. Я на скамейке…
— Тетя Ага подымет крик…
— Чибис, очень важно!
Чибис не любил задавать лишние вопросы. Примчался через две минуты. Встал рядом, часто дыша. На улице было еще светло — лето ведь! К тому же рядом горел на столбе фонарь. Я откинулся к спинке скамьи, достал маску, повернул к Чибису:
— Вот…
Чибис ничего не сказал. Сел на корточки, взял маску в две руки, всмотрелся в нее, как смотрятся в зеркало. И лишь тогда выговорил слова — те же, что я:
— Агейка, привет…
В его нагрудном кармане проснулась переливчатая музыка.
— Ну, вот… — процедил Чибис.
— Тетушка…
— Чибис, это не тетушка. Это Агейка…
— Ой, правда…
Мы сели рядом. Чибис положил маску себе на колени, лицом вверх. Агейка улыбался. Нам и всему миру…
— Возьми его пока к себе, -сказал я. — Потом решим, как быть дальше. Спросим у Яна…
— А почему… я — себе?
— Ну, это же твоя находка… Он даже привстал (маска, однако, не упала):
— С какой стати моя?!
— А чья же? Твоя была идея -найти! Ты метался, искал всюду, тормошил других. Без тебя ничего не случилось бы…
— Не мели ерунду! — Он, кажется, хотел переложить маску на колени мне, но замешкался. -Смотри-ка… она будто прилипает. Как утюги к Железкину.
— Я заметил. Ко мне тоже… Наверно, какой-то особый магнетизм…
Чибис «отклеил» маску от колен, положил между нами на дощатое сиденье. Я попробовал приподнять ее и оторвал от доски лишь с изрядным усилием. Положил опять.
— Вот это да… Дерево — к дереву.
— Опять хитрости гравитации -сказал Чибис. — Я уже слегка устал от всякой фантастики.
— Терпи, кнабс-лейтенант Чибисов…
Чибис промолчал. Тогда я заметил:
— Можно будет не заботиться, как подвешивать. Хлопнул к любой деревянной стенке — и готово…
— Вот и хлопни у себя дома. У тебя там шкаф деревянный, широкий…
— Чибис, это твоя находка!
— Да перестань! Это же ты ее нашел!
— И не я вовсе, а Лерка… Чибис растерялся:
— Как это?
Он только тут понял, что даже не спросил: где нашлась маска?
— Лерка распсиховалась, убежала куда глаза глядят. И два часа пряталась в сарае, недалеко от
дома Вермишат… А потом говорит: «Там мальчик…» Ну, я пошел, посветил…
— Как он там оказался?
— Я думаю, знаешь что? Хозяин сарая, дядька Кирилл, собирает дрова на свалках, вот он и подобрал Агейку. Сейчас ломают здание старого драмтеатра, вывозят мусор, скидывают в лог. Даже в газете писали, что это безобразие. Наверно, маска с давних пор валялась у них в какой-нибудь кладовке с этим… с реквизитом. Ее сгребли, не глядя, и — с обрыва…
— Может быть, и так, — задумчиво согласился Чибис. Поднатужился, снова взял маску и положил к себе на колени. И вдруг спросил:
— А почему Лерка-то убежала?
— Ну… я ей вляпал тапкой по корме, вот она и…
— А за что вляпал?
— Вредная стала до невозможности…
Говорить про машину и деньги я не хотел. Лишним людям знать про такое ни к чему. То есть Чибис не лишний, конечно, однако зачем ему это…
Чибис, глядя в сторону, проговорил:
— Клим, это свинство. Она же твоя сестра…
— Да мы уже помирились!
— Все равно ты балда.
— Ага, — с облегчением сказал я. А Чибис погладил деревянные Агейкины локоны и раздумчиво добавил:
— Хотя… похоже, в этом какая-то закономерность…
— В том, что я балда?
— Это само собой… Но, если бы ей не попало, она бы не убежала. И не забралась бы в сарай. И мы не нашли бы Агейку…
Наконец-то он сказал не «ты», а «мы»! И чтобы закрепить его в этом понимании, я радостно воскликнул:
-Да!
Но потом все же решил уточнить:
— А какая тут закономерность?
— Ян рассказывал недавно историю… Ты где-то задержался, а мы пошли прибираться в кладовке с блоками от всякой электроники… Ян, Шарнирчик и я… А в двери заело замок. Шарнирчик и говорит: «Надо Климу позвонить, чтобы принес ключик». А ключик-то у меня. Я достал его, дверь мы открыли, а потом я верчу его в руках, и вдруг стукнуло в голову: «Отчего у него такая странная форма? Неровный какой-то, колючка эта на конце…» Спросил Шарнирчика: «Как ты думаешь, почему он такой?» А тому не до ключика, возится с какими-то платами. Зато Ян оглянулся на меня и говорит: «Сейчас таких ключиков на свете с полдесятка. Размножаются непонятным путем. А раньше был один. У него интересное происхождение…»
Я говорю: «Какое?»
Вот он и рассказал… Это он от Лики Сазоновой слышал, которая нарисовала Агейку… Будто несколько лет назад знаменитый профессор Евграфов огрел ракеткой своего внука, который приехал к нему из Москвы. Внук разозлился, выскочил из дома, решил не возвращаться. А на улице встретил своего врага. Из «крутых»… Тот уволок профессорского внука к себе на сеновал, в заложники, стал думать, что с ним делать. А потом они разговорились, слово за слово, и оказалось, что этот «крутой» никакой не злодей. И что у него прапрадедушка был резчиком по дереву, украшал дома. И похоже, что именно он вырезал Агейкин портрет…
— Елки-палки! И ты ничего мне про это не сказал!
— Клим, я думал, ты знаешь! Думал, что Шарнирчик сразу выложил тебе эту историю! У него же язык… как на шарнирах.
Продолжение следует.