X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Тут живут старые добрые фильмы

Знаете ли вы, что такое фильмопроверочный стол? Это такой особенный, универсальный, предназначенный для проверки, перемотки и ремонта кинопленки.

В «Доме кино» ДК «Строитель»

подобная редкость есть, но чтобы

взглянуть на нее, нам сначала

пришлось найти сам фильмофонд.

На задворках собственного дома

Утро. Остановка «Дом обороны». Народ, не торопясь, выползает из автобуса, растекается кто куда. Нам — до рынка «Мальвинка» и направо. Вот и старое одноэтажное здание веселого розового цвета на улице Бакинских Комиссаров, 14-а. За порогом единственной в доме двери нам объяснили: «Вы попали в Тюменский центр прикладного творчества и ремесел. Фильмофонд тоже здесь. Идемте…»

Наша провожатая указывает на задворки центра, там, с другой стороны домика, — узкая неприметная дверь. Дальше — темный коридор, прохлада, тишина.

— Вы, наверное, из «Тюменского курьера»? — спрашивает Любовь Пузанкова, технолог по ремонту и реставрации фильмов.

— Это и есть фильмофонд?

— Да. Проходите, у нас тут хорошо, — улыбается Антонина Отчина, поправляя теплый платок на плечах.

Внутри темной комнаты, напоминающей грот, — стеллажи. В железных и пластиковых коробках лежат киноленты — новые и те, что были модными в 1940-х годах.

«Тайных комнат» в фильмофон-де всего три. Около 400 кинолент. А когда-то их было более двух тысяч. В основном, это советские фильмы — про любовь, про войну… И классика.

— Когда-то у нас была контора по прокату фильмов. На всю область тогда работали, — вспоминает Любовь Евгеньевна. — Потом стали киновидеообъединением, после контору передали управлению по культуре, дальше — кинофикации… В 2005 году предприятие ликвидировали. Теперь принадлежим «Дому кино»…

Любовь Евгеньевна, Антонина Александровна и хранитель фильмофонда Надежда Ивановна Куркина работают здесь около сорока лет. Вспоминают: сначала весь одноэтажный дом принадлежал кинофонду. И зрительный зал был, и экран большой. Здесь просматривали все новые фильмы. Сегодня зала нет, как и экрана. А розовый домик делят сразу несколько организаций. Конечно,здесь уже не две тысячи лент, и места для хранения четырех сотен пленок надо куда как меньше. Однако загонять своего рода «музей антиквариата» на задворки собственного дома некрасиво. Хотя сотрудницы фильмофонда не жалуются. Шутят, смеются, вспоминают старые добрые времена…

Прощание со стариной

Воспоминания, конечно, бывают и грустными. Около 1600 старых фильмов подверглись утилизации. Непригодный для дальнейшего проката — страшный диагноз для любого фильма.

— Все старые киноленты мы списали, — говорит Любовь Пузанкова.

— У них определенный срок годности?

— Пленка должна пройти 500 сеансов. Хотя некоторые выдерживают и больше. Были у нас индийские фильмы. Могли до 700 раз «ходить». А когда лента портится — начинаются порывы. На экране полосы появляются. Или картинка выцветает, мутнеет.

— Какие-то фильмы было особенно жалко?

— Все жалко. Мы с ними столько лет проработали… Но много исторических фильмов мы сохранили, — делится Антонина Александровна, глядя в темноту кинохранилищ. — А отсеков раньше было двенадцать, а не три. В каждом по 300-400 лент.

— Как вы фильмы храните? -заходим в отсек под номером 1. Антонина Александровна достает коробки. Холодные, но не влажные.

— Это помещение специально построено для сбережения кинолент, — говорит она. — Оно — типовое. Здесь должно быть прохладно и сухо. Никакой пыли. Раньше у нас техника хорошая была: реставрационная, смывочная, фильмоочистительная.

— Как это — фильмоочистительная?

— Это прибор, который очищает пленку от грязи, жирных пятен.

— А реставрационная машина все полосы и царапины на пленке затягивает, — добавляет Любовь Евгеньевна. — Пройдет пленка через специальный раствор, потом в сушильный шкаф. И как новая… Есть у нас, кстати, и фильмопроверочный стол.

И вот мы его увидели… На широком серо-коричневом столе лежит кинолента. Технолог Пузанкова берет пленку и начинает вручную понемногу отматывать, проверяя, нет ли порезов, царапин. Чувствует неровность — можно в этом месте подлатать. Аккуратно делает надрез ножницами. Кажется, реставрирует «поверхность» фильма «Король Артур». Склеивает скотчем и — готово.

— Это новый фильм. Пленка крепкая. Ее можно показывать много раз. Со старыми сложнее. Могут при первой перемотке порваться. От сухости, например. Хотя мы их увлажняем раствором: вода, ацетон, глицерин…

За фильмопроверочным станком Любовь Евгеньевна выглядит, словно кудесница. Она продлевает жизнь героям наших любимых фильмов, лечит их…

А те, что спасти нельзя, остается покупать вновь. Однако это большие деньги. «А ведь когда-то, — вспоминают сотрудницы фильмофонда, — нам сюда «Титаник» Джеймса Кэмерона закупили за 40 тысяч рублей. Тогда это дорого было. Но фильм себя стопроцентно окупил».

Не забывайте смотреть

Пока мы смотрели на «Короля Артура» 2000-х и «Гамлета» 1940-х годов, пришел Андрей Ковалев, генеральный директор тюменского «Дома кино».

— Чтобы молодежь знала и помнила старые фильмы, скоро запустим новые проекты. Документальное кино об освоении Западной Сибири, чтобы дети видели настоящих героев, Юрия Эрвье, например. И антинаркотический проект… Кроме того, в «Доме кино» с началом нового учебного года возобновились проекты «Старая лента» и «Литературная экранизация». Билеты, как всегда, стоят всего 50 рублей.

Андрей Сергеевич считает, что у каждого времени есть свои герои. А времена меняются. Раньше Баба-Яга казалась страшной старухой. Теперь она просто милая бабушка, а детей пугают Фре-ди Крюгером из фильма «Кошмар на улице Вязов»…

У нас есть фильмофонд. Маленький, но по-своему богатый. Кто-то посвятил ему всю жизнь, а кто-то и не знает о его существовании. Но здесь живут фильмы — «Любовь и голуби», «Капитанская дочка», «Гамлет», «Весна на Заречной улице» и много других. Существует и картотека, по которой сразу можно отыскать любое кино.

Нет лишь спонсора и постоянных зрителей. Благодарных зрителей. Которые могли бы вознести этот крошечный «музей киноантиквариата» до уровня Лувра, Эрмитажа, музея Дали.

Вот бы и люди сюда потянулись…

***
фото: Надежда Куркина и Любовь Пузанкова у фильмопроверочного стола;здесь хранятся фильмы;Антонина Отчина;эта старая пленка помнит лучшие времена;актеры СССР и Голливуд = дружба.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта